Если 10-20 лет назад все вопросы с властью бизнес решал кулуарно, сегодня диалог между предпринимателями и государством выстраивается с помощью конкретных инструментов. Каких — в материале DK.RU.
Отношения бизнеса и власти — сложный процесс. Для эффективного взаимодействия важно, чтобы обе стороны предпринимали достаточное количество усилий и сложилась благоприятная среда для формирования диалога. Доктор экономических наук, и.о. заведующего кафедрой экономической теории и прикладной социологии УрГЭУ Ирина Рахмеева рассказала, как максимально выгодно выстроить взаимодействие с органами власти, и какие специалисты в этом помогут.
Ирина Игоревна, как вы можете оценить отношения между властью и бизнесом сегодня? Как они изменились за последние десятилетия?
— Сегодня отношения между бизнесом и властью достаточно формализованные, при этом государство транслирует идею партнерских отношений, выступая в качестве старшего брата.
Именно государство предлагает «правила игры», механизмы взаимодействия, определяет регуляторную и налоговую нагрузку. При их соблюдении бизнес может получить преференции, — это касается предприятий, которые создают рабочие места, реализуют социально-значимые проекты. При этом очень важно, чтобы позиция бизнеса доносилась корректно.
Сегодня в коммуникациях с властью преобладает доказательный подход. Просто кричать о своих болях бесполезно. Государство готово слышать, но только тогда, когда тезисы аргументированы.
Кто занимается выстраиванием отношений между властью и бизнесом?
— Обычно в компаниях задача коммуникации с госорганами распыляется на всех сотрудников, чаще всего ее решают юристы или PR-менеджеры. Также традиционно в переговоры с органами власти вступают объединения, различные советы, которые действуют от имени всей отрасли или определенного предпринимательского сообщества. Консалтинговые агентства помогают бизнесу выйти на нужных стейкхолдеров для решения вопроса.
Большинство крупных корпораций все чаще принимает решение о создании специальных подразделений, которые занимаются взаимодействием с представителями власти, и нанимают GR-специалистов.
Какие именно задачи решает GR-специалист, что это за профессия?
— Можно выделить 3 ключевых задачи. Первая - снижение регуляторных рисков для компании через изменение законодательства, а также организация деятельности предприятия в соответствии с установленными требованиями.
Вторая — разрешение и, зачастую, предотвращение конфликтов с органами власти.
И самая главная задача — понимать запросы государства и те стимулы, которые оно предоставляет бизнесу, чтобы использовать их для повышения эффективности компании. Речь идет о господдержке, преференциях, льготах.
Есть мнение, что работа GR-специалиста близка к работе политолога, это не совсем так. GR-специалист должен обладать хорошими экономическими знаниями, быть погруженным в бизнес-процессы, уметь анализировать отрасль, понимать, как она будет развиваться.
Можно ли всему этому научиться?
— Безусловно. Обучение на GR-специалиста подойдет как сотрудникам госорганов, которые хотели бы продолжить карьеру в компаниях, так и действующим топ-менеджерам предприятий.
Программы по подготовке GR-специалистов появились совсем недавно. Среди региональных вузов УрГЭУ — первый, кто запустил обучение в магистратуре по направлению «Экономические стратегии предприятия и взаимодействие с органами власти». Оно объединяет юридические и экономические знания, слушатели учатся вести себя на деловых мероприятиях с представителями власти, разрешать возникающие конфликты. В образовательную программу вовлечено много практиков, большинство из которых имеет опыт работы на госслужбе. Сейчас как раз идет набор на эту программу.
При работе с госорганами важно соблюдать субординацию, понимать иерархию. У нас очень часто считают, что все проблемы может решить только президент или министр. Но гораздо быстрее закрыть вопрос, если знать, кто на это уполномочен, и к кому обращаться.
Каковы основные принципы успешной GR-стратегии?
— GR-специалист балансирует между властью и бизнесом. Один из базовых принципов успеха — соблюдение красных линий. Сегодня можно без коррупционных схем эффективно продвигать интересы предприятия в законной плоскости.
Также важна осознанность — нужно понимать, зачем и для чего бизнес коммуницирует с государством. Есть компании, которые предпочитает выбирать стратегию осознанного расхождения. Другим предприятиям нужно осознанное сближение с властью для получения преференций.
Третий принцип — поддержание отношений со стейкхолдерами отрасли и в органах власти, то есть тех людей, которые займут вашу сторону при решении спорных вопросов.
Нужно помнить, что GR —дорога с двухсторонним движением. Если бизнес хочет получить снижение налоговой нагрузки, быть включенным в госпрограммы или получить какие-то льготы, он должен дать что-то взамен. Например, создать рабочие места, инновационный продукт или внести вклад в социальное развитие.
Как вы оцениваете перспективы GR-менеджмента в России?
—GR-специалисты стали появляться в корпорациях не так давно, это новый тренд и ярче всего он проявляется в столице, потому что там сосредоточены головные офисы крупных компаний. Очевидно, этот тренд будет распространяться на регионы. Чтобы бизнес эффективно развивался, необходимо разговаривать на одном языке с органами власти — именно этим и занимаются GR-менеджеры, причем, весьма эффективно.
Читайте также на DK.RU:
Алла Матвеева, УрГЭУ: «Спрос на качественных управленцев высокий. Таких людей мало»
Алексей Головизнин, УрГЭУ: «Предприниматели двигают экономику — их права нужно защищать»