Меню

Личный «Рекорд»: как предприниматель открыл в Екатеринбурге сеть из 16 спортшкол

Иван Герасимов. Иллюстрация: личный архив

Собственник одной из крупнейших сетей детских спортивных школ города — об аренде помещений, проверках, полулегальных клубах и о том, как найти общий язык с родителями.

С каждым годом массовый спорт становится популярнее среди взрослых и детей. Параллельно с государственными ДЮСШ развиваются частные спортивные учреждения. Сейчас в Екатеринбурге более десяти крупных сетевых школ — узкопрофильных (где, например, представлена только гимнастика или танцы) и многопрофильных. В числе последних — школа «Рекорд». Сейчас в ней занимается около тысячи детей, представлены восемь видов спорта: гимнастика, единоборства и танцы.

В интервью DK.RU президент спортивной школы «Рекорд», вице-президент Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области Иван Герасимов рассказал, как развивает свою сеть школ и с какими вызовами сталкивается.

Обычно бизнес в спортивной сфере развивают люди, которые сами были спортсменами. У вас так?

— Да, я занимался олимпийским тхэквондо, получил педагогическое образование, преподавал в институте физическую подготовку. Спустя какое-то время понял, что условия работы не позволяют полностью раскрыть свой потенциал. Мне хотелось заниматься чем-то более масштабным. Так возник проект по развитию сети спортивных школ.

Прекрасно понимал, что в тот момент в Екатеринбурге успешно функционировало большое количество спортивных учреждений, как государственных, так и частных конкурентных школ. Я бы назвал их не конкурентами, а партнерами, потому что мы все работаем над решением главной задачи: над созданием условий для развития массового спорта среди детей и подростков.

Первую школу я открыл в 2018 г. Сегодня у нас 16 филиалов: пять самостоятельных, 11 находятся в помещениях общеобразовательных школ. Сейчас ведем переговоры о расширении сети, рассчитываем, что к концу этого года их будет тридцать.

Как вы принимаете решение об открытии филиалов: где открывать, в каком формате?

— Мы стараемся открывать школы в разных локациях Екатеринбурга. Но отдаем предпочтение густонаселенным микрорайонам. При выборе конкретной точки ориентируемся на число людей, проживающих в радиусе 500 м. Далее ищем помещение для открытия самостоятельной школы или договариваемся об открытии филиала на базе одной из районных школ.

Предприниматели жалуются на дефицит площадей. Вы с такой проблемой сталкивались?

— В большей степени сложности возникают не из-за отсутствия помещений нужных параметров, а из-за высокой арендной платы. Ставки в Екатеринбурге сейчас очень высокие, особенно в спальных районах. Из-за этого нам приходится постоянно увеличивать стоимость абонементов.

Насколько стоимость занятий отличается от той, что установлена у вас в муниципальных школах?

— Она примерно в два раза выше. Но занятия проходят в более комфортных условиях: учеников в группе меньше, и тренер может уделять больше внимания каждому. Однако, чтобы сдерживать цены, сейчас мы делаем акцент развития на общеобразовательных учреждениях.

Охотно ли школы идут на сотрудничество с вами?

— В целом, они достаточно открыты. Можно сказать, что они привыкли к подобным предложениям. Мы не единственные, кто открывает секции на базе школ, поэтому приходится устно и письменно обосновывать свои преимущества и уникальность.

Мы видим заинтересованность директоров школ в наших видах спорта, один из самых популярных и востребованных — воздушная гимнастика. Наши гимнастки регулярно участвуют в чемпионатах страны и других турнирах, они показывают хорошие результаты. Недавно вся команда приехала с медалями с всероссийских соревнований из Санкт-Петербурга, 70% воспитанниц получили первые места, остальные — вторые и третьи. Теперь во всей стране знают школу «Рекорд» и наш сильный тренерский состав.

Во многих сферах сейчас дефицит кадров. У вас есть сложности с комплектацией филиалов преподавателями?

— По большей части таких проблем нет. Мы предлагаем тренерам достойную оплату: она примерно в три раза выше, чем в муниципальных спортивных школах. Сумма зависит от количества занимающихся, поэтому у тренеров есть мотивация не просто проводить занятия, а работать на результат, с индивидуальным подходом к каждому ребенку.

В отдельных видах спорта дефицит кадров все-таки ощущается. Например, в тхэквондо сейчас вакансий больше, чем тренеров.

Мы со своей стороны вкладываемся в развитие сотрудников. Например, у нас есть «Школа тренеров», где мы учим их взаимодействовать с учениками и их родителями, следовательно, быть лучшими в своем деле. Не секрет, что доверие родителей к спортивной школе растет, если они видят успехи ребенка, имеют возможность присутствовать на открытых тренировках, получают фотографии и видео с занятий. Все это реализуется в нашей школе.

Многие педагоги говорят, что с современными детьми сложно работать из-за проблем с мотивацией и дисциплиной. Вы это ощущаете?

— В целом у детей, которые к нам приходят, с мотивацией и дисциплиной все в порядке. Они готовы тренироваться в полную силу.

Сложнее работать с родителями. Сейчас вместе с детьми к нам приходит новое поколение молодых родителей, у многих завышенные требования: они рассчитывают на идеальный ремонт и комфорт в помещении, на то, что тренер будет сдувать с ребенка пылинки. А спорт это тренировки сквозь пот и слезы, только в этом случае можно ожидать результатов. Чрезмерная опека со стороны родителей этому немного мешает.

С другой стороны, радует, что родители готовы тратить время и деньги на развитие своих детей. Восхищает их стремление приучать детей к спорту с раннего возраста.

С какими еще сложностями вы сталкиваетесь как собственник сети спортшкол?

— Мы видим следующую тенденцию: проработав определенное количество времени, скопив деньги и сделав себе имя, тренеры увольняются и открывают собственные спортивные студии. Мы же теряем и тренеров, и воспитанников, и время, поскольку родители, привыкшие к занятиям у определенного педагога, обычно переходят к нему. Я с этим сталкивался, знаю, что в других спортивных школах тоже есть такие случаи.

Эта тенденция замедляет развитие рынка. В крупных спортивных школах есть четкая система ценностей, стратегия, комплексный подход, регулярное обучение сотрудников.

Тренеры, которые проводят занятия частным образом, могут устанавливать более низкие цены, например, принимая оплату на банковскую карту или наличные. Это негативно влияет на формирование компетенций юных спортсменов, осложняет контроль за работой тренеров и безопасностью учеников — физической и психологической.  

Думаю, со временем коммерческую отрасль отрегулируют на законодательном уровне, и подпольные, полуподвальные и полулегальные клубы окончательно исчезнут.

Кстати, о регулировании: часто ли проходят проверки?

— Нечасто. В основном спортивные школы проверяют из-за жалоб родителей. К счастью, у нас таких ситуаций почти нет. Мы регулярно проводим исследования, определяя основные запросы и потребности родителей, обучаем тренеров этому и соответствуем всем ожиданиям.

Что, на ваш взгляд, необходимо предпринять на уровне города, региона или страны, чтобы сделать детский спорт более доступным и массовым?

— Сейчас в Екатеринбурге 24 ДЮСШ, для полуторамиллионного города этого становится недостаточно. Для расширения возможностей занятий спортом необходимо увеличивать количество небольших физкультурно-спортивных комплексов в шаговой доступности от дома.

Из бюджета выделяются деньги на развитие спорта. Но сейчас в стране есть более приоритетные задачи, и финансирование не такое большое, каким могло бы быть. Поэтому работа коммерческого сектора в рамках программы государственно-частного партнерства по развитию детского и подросткового спорта имеет большое значение. Предприниматели, как я, готовы строить такие ФОКи.

Ранее на DK.RU:

Школа бега Run4Life: зачем простые люди бегают и почему именитые спортсмены их тренируют

«В небольшом городе непросто найти кадры и помещения. Но это посильные вызовы»