Орудие труда древнего человека, которое значительно старше Шигирского идола, Эмдерское городище — сибирская Троя и город уральских металлургов эпохи Геродота.
Большинство людей думает, что археология нужна только для того, чтобы мы имели представление о прошлом. Но это не совсем так. Такие находки, как Шигирский идол, важны и для экономики, и для промышленности. С их помощью ученые анализируют, какие природно-климатические изменения происходили в древности, как они влияли на людей. Используя эти данные, можно куда точнее представить себе картину будущего. Например, приведет ли потепление климата в межледниковой фазе, в которой сейчас оказалось человечество, к затоплению нефтегазовых месторождений на севере Евразии.
Кроме того, археологические памятники становятся местом паломничества людей со всего мира. И это уже про экономику туризма. Ярким примером может случить челябинский заповедник «Аркаим» или казанский «Остров-град Свияжск». В Екатеринбурге есть не менее значимая потенциальная точка притяжения, но про нее пока знают только немногие посвященные.
DK.RU попросил директора Музея истории Екатеринбурга Игоря Пушкарева рассказать о наиболее значимых археологических открытиях в УрФО и их значении для науки. Есть вероятность, что эта статья расширит или кардинальным образом изменит представление наших читателей об истории края.
Рубило возрастом около 100 тыс. лет
Самая древняя находка на территории Свердловской области не Шигирский идол, а орудие труда древнего мастера эпохи палеолита. Информация о нем только-только начинает появляться, поэтому, возможно, вы об этом не знали. Год назад на северном берегу Ирбитского озера было найдено рубило — заостренный со всех сторон камень. За это время ученым удалось установить его примерный возраст — ок. 100 тыс. лет. (Шигирский идол датируют 12-м тысячелетием до н. э.). На сегодняшний день это очень перспективная для археологов находка. Ее изучение раздвинет границы понимания того, как происходило заселение Среднего Урала.
Палеолитическое рубило, найденное на берегах Ирбитского озера
— В прошлом году местными жителями на северном берегу Ирбитского озера было найдено довольно массивное рубило. На первый взгляд, явно эпохи палеолита. Это не окатанный камень, который мы часто можем видеть в реке или прибойной полосе озера. Он обладает сколами со всех сторон, очевидно сделанными руками человека. Понятно, что эти сколы совсем не свежие и орудие древнее.
Необычный массивный камень со сколами нашли местные жители. К счастью, они не прошли мимо, поняли, что это рубило, да еще и известили об этом археологов! Очень круто, что оно не попало в частную коллекцию, а дошло до официальной науки.
Местные жители передали находку в научно-исследовательский центр «Астра». И его сотрудница Екатерина Трофимова явила ее миру, подтвердив назначение. Сейчас под ее руководством идет обследование рубила. Минувшей зимой при участии Музея истории Екатеринбурга и моем, в частности, была проведена геологическая экспертиза: мы подключили коллег из Института геологии и геохимии УРО РАН.
Мы выяснили, что орудие сделано из туфовой породы (осадочная горная порода, состоящая из вулканического пепла). Этот материал был местным, то есть, его не принесли, потому что ложе Ирбитского озера располагается в туфовых породах. Их возраст — девонский период (четвертый геологический период палеозойской эры, начался 419,2 ± 3,2 млн лет назад, закончился 358,9 ± 0,4 млн лет назад).
Сейчас с рубилом работают трасологи и обсуждаются новые выезды на место обнаружения, чтобы уже с полученным комплексом знаний еще раз посмотреть на северный берег Ирбитского озера и примыкающие к нему реки.
Находок такого типа мало, для Среднего Урала они единичны. Предполагаемый возраст находки и место обнаружения делает ее еще более ценной, потому что до сих пор к востоку от уральского хребта не было найдено ничего подобного (если говорить именно про Свердловскую область).
Данные об этом орудии до сих пор не были обнародованы и опубликованы в научных изданиях, потому что мы находимся на стадии изучения предмета. Его приблизительный возраст примерно 100 тыс. лет, но это как будто бы очень рано.
Значение для науки
О том, что территория Урала начала осваиваться в эпоху палеолита (примерно около 100 тыс. лет до н. э.), было известно, но таких памятников и мест обнаружения находок крайне мало. Что-то есть по реке Чусовой, в хребтовой части Урала, палеолитические находки есть и в районе Кировграда, но и они практически случайные.
Сейчас, когда у нас появился дополнительный объект для изучения, мы надеемся, что находка окажется не единичной, и мы столкнемся с местом обитания первобытного человека — поселением или мастерской. Пока рано об этом говорить, но если наши надежды оправдаются, это будет сенсация в археологическом мире.
Иранская сурьмьяница возрастом 3 тыс. лет
Это самая неожиданная для археологов находка на территории Свердловской области. Изящную древнюю вещицу с Ближнего Востока размером с пятирублевую монету нашли в районе деревни Палкино Свердловской области. Сложно представить через сколько торговых и обменных операций она попала на Урал с территории Древнего Ирана. Она совершила грандиозное путешествие в пространстве и времени, этим она и уникальна. Она достойна того, чтобы попасть в рейтинг самых выдающихся археологических открытий Среднего Урала.
Флакон для сурьмы, найденный в районе деревни Палкино
— При исследовании горы Малой в районе деревни Палкино Свердловской области археологи обнаружили древний иранский сосуд для сурьмы — кохлию. Это флакончик размером не больше пятирублевой монеты, иранского происхождения, датируемый ранним железным веком (I тыс. до н. э.).
Известно, что это один из самых древних аксессуаров Ближнего Востока. В Афганистане сурьмой пользуются до сих пор. Обитателям засушливых регионов пустыни и полупустыни она известна с древних времен не только как декоративная подводка глаз, но и как обеззараживающее средство. Но как эта изящная вещица попала на Урал?
Значение для науки
Научное значение находки в том, что она дает четкое понимание о наличии очень продолжительных (по расстоянию и, очевидно, затраченному на его преодоление времени) торговых и социокультурных связей в те далекие времена.
Мы всегда очень аккуратно говорим о таких находках, потому что не знаем, каким образом она оказалась здесь. Но то, что она могла попасть сюда через цепочку обменных операций, говорит о том, что уже к раннему железному веку у жителей Среднего Урала были налажены связи с другими регионами Евразии.
Шигирский идол — самая древняя деревянная скульптура в мире
Это самая ценная с точки зрения мировой науки деревянная скульптура. На ее примере мы попытаемся объяснить, почему изучать древнюю историю важно не только ради исторической науки, но также для промышленности и бизнеса. Эти знания имеют стратегическое значение для освоения богатых недр Урала. Кроме того, они помогают понять сегодняшнюю климатическую ситуацию и дают данные для ее прогнозирования.
Шигирский идол. Фото: Свердловский областной краеведческий музей
— Шигирского идола нашли в 1890 г. при золотодобыче на землях графа Алексея Стенбок-Фермора (потомка известного купца-миллионера и горнозаводчика Саввы Яковлева) в 70 км от Екатеринбурга, недалеко от Кировграда.
В 1914 г. археологи сделали его первую реконструкцию. Изначально его длина была 5,3 метра, но сейчас он 3,5 метра. Остальное, к сожалению, на данный момент утрачено.
В годы Великой Отечественной войны сотрудники Эрмитажа, находясь на Урале в эвакуации, заинтересовались этой деревянной скульптурой и даже хотели увезти ее в Ленинград. К счастью для нас они недооценили ее возраст: решили, что ее сделали металлическими орудиями труда в бронзовом или раннем железном веке, промахнувшись таким образом на десяток тысяч лет.
В 1980-х и 1990-х интерес к скульптуре вырос. Появились дополнительные аналитические возможности, вошел в моду радиоуглеродный метод датировки, развивался трасологический метод исследования.
В 1997 г. благодаря данным первого радиоуглеродного исследования стало понятно, что скульптура относится не к эпохе металла, а к периоду камня, то есть, она намного древнее, чем представляли ученые. Так впервые был поставлен вопрос о его возрасте — стало понятно, что он требует уточнения и дальнейших исследований.
В 2014–2017 гг. екатеринбургские ученые совместно с московскими и немецкими специалистами провели второе мощное исследование: еще один радиоуглеродный анализ Шигирского идола. Они выяснили, что возраст скульптуры составляет 11 тыс. 600 лет. В связи с этим за ней был закреплен статус самой древней деревянной скульптуры в мире.
Последние исследования показали, что эта дата может быть еще «удревлена». Выяснилось, что возраст древесины, из которой изготовлен идол, составляет 12 тыс. 100 лет. Такое изменение дат не говорит о том, что археологи какие-то неправильные, это говорит о том, что аналитический аппарат, которым мы пользуемся, постоянно совершенствуется и позволяет детализировать наши представления о том или ином предмете. Исследования идола не закончены ни с точки зрения возраста скульптуры, ни с точки зрения понимания ее роли.
Сейчас мы знаем, что это культовый предмет, который имел межплеменной характер. Он свидетельствует о том, что в 11 тысячелетии до н. э. территория, где он был найден, была заселена. В качестве культового предмета Шигирский идол функционировал порядка 40 лет, а потом по неизвестным причинам затонул: попал в воду Шигирского озера, которое тогда еще не было торфянником, как в XIX в., когда его нашли.
Значение для науки и промышленности
Изучение Шигирского идола еще раз детализирует и уточняет наши сведения о заселении и освоении человеком просторов Среднего Урала, а также о климате на рубеже плейстоцена и голоцена. Эти данные за последние полвека, к слову, претерпели серьезные изменения. Раньше считалось, что голоцен — межледниковый период, который начинается в районе 12–10 тысячелетия до н. э., на Урале ознаменовался отступлением огромного ледяного щита, который накрывал ранее нашу территорию. Но с учетом обнаружения Шигирского идола мы эту картину сейчас представляем себе иначе. Ледник отступил отсюда намного раньше, около 29–18 тыс. до н. э., и территория Среднего Урала к моменту создания Шигирского идола уже была покрыта лесами. Скульптура вырезана из ствола лиственницы, это свидетельство в пользу того, что здесь доминировали темнохвойные таежные леса.
Последние наработки дендрохронологической лаборатории Института экологии растений и животных УрО РАН дают еще более интересные данные, согласно которым около 10–7 тыс. до н. э. леса произрастали на полуострове Ямал. Там найдены ископаемые стволы деревьев, хотя сейчас это пространства, занятые тундровой растительностью. Это говорит о том, что наше линейное представление о смене природно-климатических периодов в межледниковье от холодных к более теплым нуждается в пересмотре.
Если российская наука будет поддерживаться на должном уровне, в ближайшую четверть века мы серьезным образом изменим ранее существовавшее представление об этих периодах. Понимание природно-климатической изменчивости на нашей территории в прошлом дает много данных для анализа сегодняшней ситуации и прогнозирования, что будет в ближайшие 50–100 лет.
Фактически мы понимаем, что находимся в полосе новых серьезных климатических изменений. Комплекс накопленных знаний позволяет ставить вопрос о том, что зона вечной мерзлоты в северной части Евразии в ближайшие 50 лет может претерпеть серьезные изменения. Мы говорим о стремительном таянии ледников. И нам уже сейчас надо подумать об изменении моделей хозяйственного освоения этих территорий. Потому что мы можем потерять большой объем газовых и нефтеносных разработок, они могут оказаться попросту затоплены.
Эмдерское городище — сибирская Троя
История о том, как археологи оживили легенду. Сначала Эмдер был просто фольклором, красивой сказкой, которую издревле рассказывали внукам мансийские бабушки и дедушки. Никто и не предполагал, что прототипом этих рассказов является реально существовавшее мансийское протогосударство. Его открытие нашло отражение в романе уральского писателя Алексея Иванова «Сердце Пармы».
Реконструкция городища Эмдер
— Эмдерское городище было открыто в 1992 г. в районе г. Нягань (ХМАО). Геофизики, которые проводили обследование территории по разработке нефтеносных слоев, обнаружили необычный холм на берегу реки Ендырь и сообщили археологам. На место выехали екатеринбуржцы Сергей Кокшаров и Алексей Зыков. Сейчас первый возглавляет кафедру археологии в УрФО. Они быстро поняли, что столкнулись с интереснейшим памятником. Холм на берегу реки оказался былинным городищем Эмдер из мансийской сказки о богатырях городка Эмдер, записанной еще в XIX в. Долгое время в науке было представление, что это просто сказка, которая не имеет под собой никакого реального основания. Благодаря этому Эмдер даже прозвали сибирской Троей.
Первые полевые исследования показали, что это не легенда, а былина, то есть, повествование, составленное на основании реальных исторических фактов. Последующие полтора десятка лет исследований подтвердили эту гипотезу. Фактически с исследований свердловчан на территории нынешнего Ханты-Мансийского автономного округа в районе реки Ендырь и на Барсовой горе около Сургута началось погружение науки в богатейшую средневековую историю Урала.
План Большегорского городища, составленный в 1980-х гг.
Сейчас, спустя четверть века, мы понимаем, что на территории Урала в эпоху средневековья существовало несколько финно-угорских княжеств. Это были протогосударства, по уровню своего развития соответствовавшие примерно ранним образованиям средневековой Руси. То есть, они обладали своей организационной структурой, системами начального государственного управления и общностью культуры.
Любимым развлечением у мансийских князей, например, была конная охота на лис. Обычно, говоря о таком способе времяпрепровождения, мы вспоминаем британскую аристократию, но наши мансийские князья тоже занимались этим.
Значение для науки и культуры
Череда этих историко-археологических исследований серьезным образом изменила представление о том, кто такие финно-угры — народы, населявшие Урал и Западную Сибирь до прихода татарского и русского населения.
Сейчас мы воспринимаем их таежными охотниками, собирателями и оленеводами, но в средневековье это были воины, которые знали коневодство, металлургию, умели пахать землю и выращивать зерновые культуры. Их правители контролировали огромные территории богатые пушниной и не только ей.
Когда мы читаем книгу Алексея Иванова «Сердце Пармы», перед нами возникает образ мансийского князя Асыки, который воевал с прикамскими землями — Пермью Великой. Этот образ имеет под собой исторические основания, и эти знания мы серьезно углубили за последние четверть века. В том числе благодаря работе екатеринбургских ученых-археологов.
Завод-крепость эпохи Геродота
Грандиозный археологический памятник, находящийся в черте Екатеринбурга, с которого в городе началась археология. Он мог бы собирать толпы паломников, как челябинский Аркаим, но до этого пока дело не дошло. А жаль, потому что уже и в Кургане, и в Тюмени, и в Казани есть археологические музеи под открытым небом, а у нас почему-то нет.
Раскопки на поселении Палатки I
— Верховья реки Исети и окрестности деревни Палкино — наиболее изученная с точки рения археологии территория в черте Екатеринбурга. Поселения Палатки I и Палатки II, расположенные неподалеку Большегорское городище — одни из самых масштабных памятников на Среднем Урале. Они заслуженные участники нашего рейтинга.
Отсюда начинается екатеринбургская археология. В 1827 г. далматовский (курганский) купец Семен Сигов и священник Верхисетского завода отец Евграф провели первые раскопки в районе Чудского или Палкинского городища: нашли древний могильник и собрали коллекцию медных изделий. С этого момента начинается отсчет екатеринбургской археологии.
Птицевидные идолы иткульской культуры и пряслица из раскопок в вреховьях р. Исеть
Палкинское городище до сих пор существует. Это серьезный памятник, изученный всего на 7%. Исторической науке он известен сейчас под названием городище Большегорское. Расположено оно к северу от деревни Палкино.
Мы уже понимаем, что это памятник раннего железного века иткульской культуры. Она существовала в 7-3 вв. до н. э. и составляла основу Уральской металлургической провинции, которая по своей мощности была равна Крито-Микенскому миру (цивилизация, возникшая в материковой Греции, Малой Азии и на Крите в III тыс. до н. э.) или Кавказской металлургической провинции (цивилизация, распространенная во II тыс. до н. э. в горных областях Большого и Малого (Южного) Кавказа, бассейнах рек Кура, Аракс, Риони, Кубань, Терек).
С берегов реки Исети снабжалось металлом и Поволжье, и бассейн Оби. Отсюда черпали металл скифо-сарматские племена (населяли лесостепную и степную территорию современных России, Казахстана, Украины с IV в. до н. э. и в нач. I тыс. н. э.). То есть, иткульцы создали мощную военно-промышленную базу той эпохи. Их городища располагались через каждые 50 километров, в первую очередь они играли роль производственных площадок, где лили металл.
Украшения в виде подвесок, найденные при раскопках на острове Каменные палатки
Всего в верховьях Исети насчитывается 140 археологических памятников, из которых 20 обследовано. Рекордсмен по продолжительности исследований — поселение Палатки I. Оно расположено на острове Каменные палатки, в районе той же самой деревни Палкино. Его изучают до сих пор, а начали в 1978 г. То есть, исследования длятся уже 46 лет.
Благодаря им мы знаем, что первые люди в окрестностях нынешнего Екатеринбурга появились в эпоху мезолита, в 10-9 тыс. до н. э. Поселения, производственные площадки и святилищные комплексы возникали здесь и во все последующие эпохи: в неолите, энеолите, бронзовом веке.
Здесь существовало то, что ученые называют уральским Стоунхенджем: обсерватория или культовая площадка, связанная с отправлением ритуалов летнего и зимнего солнцестояния. Здесь сохранились образцы наскальной живописи и петроглифы. Здесь найдена самая древняя в России каменоломня.
Каменоломня бронзового века, открытая на поселении Палатки I археологом Валентиной Викторовой
Верховье Исети — интересный регион, потому что это пересечение путей из Волго-Камского бассейна в Обь-Иртышский бассейн и, соответственно, экономических, культурных и миграционных потоков. Становление этого хаба началось в эпоху мезолита, в последующие эпохи он подтверждал свое значение.
Значение для науки, туризма, развития города, культуры
Еще в начале 1990-х исследователи, которые занимались изучением данной площадки, разработали проект по созданию археологического музея под открытым небом как раз на Каменном острове, там, где находится поселение Палатки I.
В научных кругах Уральского отделения РАН и в вузовском сообществе эта идея нашла безусловную поддержку. К сожалению, до реализации дело пока так и не дошло. Хотя мы видим, что подобные проекты реализованы в Тюменской области (археологический музей на Андреевском озере), в Челябинской области (Аркаим), в Курганской (комплекс Савин I, который запустили в 2020 г.).
Мы и сейчас имеем все шансы сделать такой же проект. Он будет не менее уникальным и интересным. Как раз сейчас в Музее истории Екатеринбурга идет работа над его эскиз-проектом.
Опыт подобных проектов в соседних регионах показывает взрывной эффект. Я бы хотел апеллировать к острову-граду Свияжск, это в районе Казани. Там, где за четыре недели по указу Ивана Грозного была поставлена крепость. Благодаря усилиям властей Татарстана и федеральной поддержке сейчас это один из лучших в стране музеев под открытым небом. Это классное место для посещений, мощная точка туристической привлекательности. Практически весь район вокруг Свияжска ориентирован на создание инфраструктуры вокруг нее. Мне кажется, мы можем получить вариант не хуже.
Кстати, изюминкой Свияжска является музей археологического дерева. По моему мнению, он входит в топ-3 археологических музеев России и, наверное, в топ-10 мировых музеев археологической направленности. Там под большим навесом сделана реконструкция полевого раскопа, где выложены деревянные конструкции свияжского посада 16-19 вв. Это наглядно показывает посетителям, как застраивалась эта территория, и как происходит археологическое изучение таких мест.
А что мы можем показать?
— Мы могли бы взять музей Свияжска в качестве референса и рассказать об археологической керамике. Вся периодизация ранней истории от эпохи неолита до начала средневековья строится на разнице форм и орнаментики сосудов, которых археологи находят десятки тысяч.
Также мы можем показать реконструкцию в натуральную величину городища иткульской культуры эпохи ранних металлургов. Здесь хотелось бы дать возможность посетителям не просто увидеть, как это все тогда выглядело, но и самим попробовать побыть в роли древнего металлурга или, например, гончара.
Мы имеем довольно четкие представления о жилищах и одежде той эпохи. О том как люди воспринимали мир, во что верили. И мы могли бы все это показать.
Читайте также на DK.RU более подробно про Свияжск: Татарстан. Как за два дня оказаться в настоящем, прошлом и будущем.