Меню

Сергей Скорович: «Самое красивое в футболе — это счет на табло в твою пользу после матча»

Автор фото: Елена Функнер. Иллюстрация: МФК «Норильский никель»

Для достижения цели не важно, как оценивают твои действия наблюдатели, эффективность действий важнее внешней эстетичности: в рамках правил игры ты пытаешься достичь успеха — таковы спорт и бизнес.

Потерял ли футбол сегодня накал борьбы, сильные эмоции и непредсказуемость результатов? Нет, все осталось, только напряжение ушло с поверхности гораздо глубже, потому что соперники стали сопоставимы во всех аспектах подготовки и возможностей. Такой расклад потребовал от участников изменить, в том числе свое отношение к происходящему на спортивных аренах.

В своей авторской колонке для DK.RU о прагматизме в современном спорте, о приоритете эффективных решений над внешне эффектными, об отказе от игровой романтики и сохранении любви в сердцах болельщиков рассуждает экс-наставник мужской сборной России по мини-футболу, главный тренер МФК «Норильский никель» Сергей Скорович:

— У меня есть друг Сергей, живет сейчас в Краснодарском крае. Мы с ним начинали играть в футбол в Средней Азии, в Фергане. Там жарко, земля на футбольных полях высохшая, как камень. А ему откуда-то достали заграничные ярко-оранжевые бутсы для травы, для мягкого газона. Тогда же невозможно было, как сейчас, пойти в магазин, выбрать, заплатить и забрать покупку. Это было событие, и не только для него, для всей команды. Мы завидовали ему все страшно, хотелось такие же бутсы. Сейчас-то я представляю, что творилось с его ногами, и как он мучился на тех полях, но терпел ради красоты. Была в то время такая пословица: «Главное — не как играешь, главное — красиво выйти». Потом, когда повзрослели, вспоминали эти бутсы, смеялись.

В спорте, как и в бизнесе, твоя цель — добиваться результата. Когда спортсмен находится в составе сборной России, он выходит сражаться за честь страны, добывать ей славу, почет и уважение на спортивной арене. Борись, превозмогай, умирай, не сдавайся. А если ты выходишь только себя показать, как некоторые футболисты… Если тебе доверили, выступай так, чтобы никто, ни ты сам, ни тренер, ни болельщики не могли тебя упрекнуть ни в чем. Тут хочется пожелать расставить приоритеты — о безупречности своей прически думать на поле, о демонстрации новой татуировки, или о том, как победить. Игра за национальную сборную всегда должна быть высшим приоритетом, это даже не обсуждается.

С любой командой, с любым набором игроков можно становиться лучше по отношению к самим себе, если для этого есть мотивация. Условно, выиграть не первенство района, а первенство города, победить не две команды, а семь или просто для начала не проиграть ни одной. Все команды, все компании могут спрогрессировать достаточно высоко над собой. Если постепенно, поэтапно, по шажочку идти к цели, которая раньше казалась недостижимой, становиться эффективнее и сильнее, заниматься этим целенаправленно и в системе, прирост будет.

Эффектность или эффективность?

Самое главное в футболе — надо забивать. И неважно, как ты это сделаешь в пределах правил, красиво, нелепо или с использованием хитрости, главное, чтобы мяч оказался в воротах. Конечно, как прокачанный болельщик я хочу следить за игрой, за тактикой, за исполнителями. Но одновременно я понимаю, что это спорт, и всем сборным важен результат. Не до красоты, когда на кону титул чемпионов мира или Европы. Ругать сборные за это нет смысла, как бы команда ни играла — ярко, феерично или прагматично и скучно, — пойдите и обыграйте ее, если считаете, что вы лучше. Самое красивое в футболе — это счет на табло в твою пользу после завершения матча.

Когда я работал со сборными, из клубов привлекались игроки, чтобы выполнять свою функцию. Если футболист может создавать моменты, пусть он созидает в сборной. Не его вина, что в клубе, например, ему некому умные передачи отдавать, что никто не завершит его атаку и не замкнет. В этом случае я смотрел не на действия всей команды, а на действия конкретного игрока. Если я видел, что футболист мог принести пользу сборной, он вызывался, раз хорошо делал свою работу. Это не зависело от успехов его клуба и от оценки клубом этого игрока. Так мы и собирали по деталям этот механизм, отделяли зерна от плевел, занимались хэдхантингом.

Бывало меня спрашивали: почему вы того или этого не берете в сборную? А не брали, потому что они красавцы в соперничестве с командами Суперлиги, находящимися с 8 по 12 место в турнирной таблице, там демонстрируют и покеры, и хет-трики. С командами-«середняками» блеска в игре уже не было, могли сыграть хорошо, а могли и не очень. А с противниками из топ-3 вообще выглядели никак: ни голевых передач не отдавали, ни сами не забивали. Это «не очень» и «никак» болельщики не помнят, у них перед глазами какая-то вспышка, которую хранит память, пусть даже она была одна за сезон.

У предпринимателя есть бизнес-план, чем он детальнее, тем лучше. У главного тренера, как у главнокомандующего, есть тактика, есть стратегия, всегда есть план на построение команды, на игру и на турнир. Москву в 1812 г. Наполеону оставили не для того, чтобы сдаться, а отошли, чтобы собрать силы, перегруппироваться и победить. Есть суть, есть видимость. Французы с русской земли в итоге были изгнаны — вот что главное, а не спецэффект с пожаром.

Трансформации и адаптация

Если взять классический футбол 60-х годов и нынешний — это два разных вида спорта. Тот романтический футбол, который когда-то существовал, его больше нет и уже не будет. Я сравниваю не техническую оснащенность и комбинации, а двигательную активность игроков, единоборства — они другие. Если бы те мастера, которые выступали в 60-х, научились всем этим вещам и натренировались бы, они были бы звездами и сегодня, но тогда многих навыков и не требовалось. Футбол был чище, соперники многое позволяли друг другу делать, а сейчас, например, большие усилия направлены на разрушение.

В футболе звезда, которая стояла бы и ждала, пока все преподнесут на блюдечке с голубой каемочкой и останется только подставить ногу или голову под удар, сегодня командам не нужна. Это тенденция современного футбола — быть многофункциональными и отрабатывать должны все. Поэтому суперзвезды, чтобы сохранить свой звездный статус, эволюционируют. Они пашут, отрабатывают на каждом метре поля, иногда даже больше товарищей по команде. Это не единичные случаи, у всех такая история.

Футзал стал более агрессивным. Раньше мы имели дело с позиционной обороной, с позиционной атакой, я сам, когда начинал как тренер, работал над этим. А сегодня сильнейшие команды, если взять топ-20 мира, никто не играет так, как играли 10 лет назад. Намного выросли скорости, возросла интенсивность игры. Бизнес-среда также изменилась за этот период, от сотрудников, топ-менеджеров и собственников для успеха требуется совершенно другое и гораздо больше.

Если проводить еще аналогии, сегодня бизнес просчитывает все до копейки, нет такого — давайте попробуем и посмотрим, запустим 10 проектов, выберем лучший. Деньги и время очень дороги, важна эффективность вложений и та самая прагматичность, хотя по свободе и безбашенному креативу 90-х многие скучают.

Если футболист хочет забить красивый гол «ножницами» или с «радугой», я не против, если, к примеру, мы ведем +3 мяча и больше. Забил — молодец, не забил — не страшно. Но если ситуация в матче требует забитого мяча и есть возможность для реализации прямого удара, то за незабитую «красоту» я хвалить не буду. Счет всегда должен стоять во главе угла и играть нужно по счету.

Условия труда и антураж

До отлучения России от международных соревнований мы постоянно говорили, что нужны единые стандарты, одинаковые условиях во всех странах, во всех дворцах спорта. Мы готовились в одних условиях, а попадали на матчах в совсем другие.

Надо понимать, что сама суть футзала меняется от вида покрытия на площадке. Нам важно, чтобы на площадке было действие, была игра, а для красивого футзала нужен паркет. Но зачастую даже на идеальный паркет на турнирах стелили чуть ли не линолеум, чтобы обеспечить контрастность телевизионной картинке. Но он не пригоден для футзала, на нем играть невозможно, на нем невозможно что-то созидать. Линолеум работает в плюс более слабым командам, позволяет им садиться низко, играть вязко, сбивает темп, уравнивает соперников, лишает фаворитов преимуществ и делает игру статичной.

У каждой сборной есть свои сильные стороны. У России при моем руководстве это была высокая скорость, и нам нужны были определенные условия для этого. Когда у нас нет возможности демонстрировать все, на что мы способны, когда мы не можем показать себя во всем блеске и выдать красивую игру, страдает зритель, и тогда теряется логика происходящего. 

Мини-футбольные команды топ-уровня могут разгоняться на паркете, как болиды Формулы-1. Они не должны ездить по проселочным дорогам, образно говоря, они для этого не предназначены. Если покрытие соответствует, они могут пронестись, пролететь. Болиды с места достигают 100 км/ч менее чем за две секунды. А выставьте их на Дакар, где будет эта мощь и скорость?

На первой после пандемии Олимпиаде в Токио в 2021 г., которая проводилась без зрителей, мир услышал звук соревнований. Раньше спорт с этой стороны знали только профессионалы. В игровых видах спорта зрители услышали дыхание, контактную борьбу, треск рвущейся формы, стыки, как сбиваются тела, когда слышен хруст суставов, когда масса встречается с массой, а скорость накладывается на скорость, как спортсмены падают на площадку, как идет борьба кость в кость.

Почему футбол интересно смотреть вживую? Потому что ухо слышит все звуки с поля, как летит мяч, как пасуют, как принимают, как бегут футболисты, как отзывается поле. А когда в телевизионной трансляции сто тысяч голосов на трибунах ревело, то этот гул все заглушал. Сейчас звуковая подача изменилась, коронавирус, как звукорежиссер-новатор, внес изменения в привычное. После возвращения зрителей на трибуны микрофоны на игровых площадках уже стали выставлять по-новому, чтобы сохранить антураж, добавить вовлеченности в игру. Звук — важная часть спорта. Для болельщиков футбола такие новшества в трансляциях это здорово, создается эффект присутствия.

Истории «На память»

В 2022 г. запомнился финал Кубка России по футболу, где встречались две московские команды, «Динамо» и «Спартак». Красно-белые отпраздновали победу поющим в 50 тыс. голосов стадионом. Это произвело большое впечатление, даже на фанатов других клубов. У нас таких традиций нет, чтобы все трибуны пели, как в Англии, как в Италии, Испании или Бразилии. Очень красиво получилось, захватывающе. Так рождаются легенды, которые остаются в сердце навсегда, все запомнили эти мгновения единения и триумфа. Как и на чемпионате мира 2018 г. все снова увидели, каким невероятным может быть футбол в России. Кто будет вспоминать, что в РПЛ «Спартак» закончил тогда сезон на десятом месте? Никто. Все будут помнить выигранный Кубок и эту песню. Это магия футбола, магия победы.

Читайте также на DK.RU:

>>> Сергей Скорович: «Опыт приобретается на собственной шкуре, коучайте лучше ваших коучат»

>>> Сергей Скорович: «Успех Золушки не случайность, представился шанс — она его реализовала»