Меню

Власти РФ введут «налог» для бизнеса за использование иностранного ПО

Иллюстрация: freepik.com

Новый сбор должен простимулировать компании к импортозамещению, его планируют ввести уже в сентябре 2024 г. В Минцифры говорят, что он не коснется малого и среднего бизнеса.

Правительство РФ планирует в сентябре 2024 г. внести в Госдуму законопроект о спецсборе для компаний, которые используют иностранное ПО в работе, пишет ТАСС со ссылкой на министра цифрового развития Максута Шадаева.

Мы с Минфином проработаем инициативу, планируем внестись в сентябре уже. Мы говорим, что это не будет распространяться на малый и средний бизнес и на бюджетные организации, — сказал министр.

Глава ведомства подчеркнул, что министерство будет настаивать на двух механизмах: на экономических стимулах («налоговых мотивациях») и спецсборе.

Напомним, что в начале 2024 г. Максут Шадаев предупреждал, что Минцифры работает над мерами, которые будут стимулировать бизнес переходить на российское ПО. Глава ведомства отмечал, что введение сбора должно «уровнять» тех, кто остался на иностранном ПО, и тех, кто тратит деньги на переход на российские аналоги. В тоже время правительство готово компенсировать организациям до половины затрат на внедрение отечественного инженерного и промышленного ПО.

Ранее DK.RU рассказывал, что российский разработчик офисного софта «Новые облачные технологии» (разработчик программного обеспечения «МойОфис») в 2023 г. снизил выручку на 44% и стал убыточным. По итогам 2023 г. компания получила чистый убыток 5,2 млрд руб. вместо прибыли 386,5 млн руб. годом ранее.

Заместитель гендиректора группы компаний «Гарда» Рустэм Хайретдинов говорил, что рынок отечественного ПО сталкивается с почти неконтролируемым параллельным импортом программного обеспечения ушедших западных производителей.

При этом эксперты говорят, что российский бизнес все-таки сокращает зависимость от иностранного ПО. Так, фиксируется значительный отток российских компаний с корпоративных почт Google и Microsoft. За год этот показатель в Gmail составил 26% пользователей, а в Outlook — 40%.

Участники рынка объясняли, что давление на российских пользователей усилилось — в частности, компания Microsoft полностью отказалась от предоставления услуг российским организациям, а от Google ожидают новых недружественных действий. В такой ситуации бизнес предпочитает переходить на отечественные решения.