Такое мнение содержится в отчете аудиторов Счетной палаты. Под вопросом расширение до четырех полос федеральных автодорог протяженностью 642 км.
Средств, выделяемых на строительство магистрали М-12, недостаточно для того, чтобы закончить работы в срок. Об этом сообщает РБК, ссылаясь на отчет Счетной палаты (СП).
Строительство трассы ведет госкомпания «Автодор». Счетная палата, проверив ход реализации проекта, выяснила, что фактическое финансирование не соответствовало утвержденному. Так, сметная стоимость проекта составляет 912,2 млрд руб., а финансирование, согласно паспорту проекта «Европа — Западный Китай» (ЕЗК), предоставлено на уровне 587,5 млрд руб. (482 млрд руб. за счет федерального бюджета, 105,5 млрд руб. — внебюджетные источники). По состоянию на 1 октября 2023 г. на реализацию М-12 из бюджета израсходовано почти 517 млрд руб., в том числе за девять месяцев того же года — 30 млрд руб., что соответствует 100% годового объема финансирования, который предусмотрен сводной бюджетной росписью, указано в отчете СП.
Аудиторы отметили, что из-за нехватки средств неизвестно, когда и в какой срок будут выполнены работы по расширению до четырех полос федеральных автодорог общей протяженностью 642 км, по доведению транспортной нагрузки до 11,5 т на ось на дорогах протяженностью 182,6 км.
Объем незавершенного строительства М-12 на 20 октября 2023 г., по оценке аудиторов, составил 355,8 млрд руб., уточняет РБК. В качестве капитальных вложений не учтен ряд таких затрат, как:
- затраты по строительно-монтажным работам и вводу в эксплуатацию объектов интеллектуальной транспортной системы (системы взимания платы и вспомогательных пунктов управления) на сумму 934,7 млн руб.;
- затраты по выплате зарплаты и других вознаграждений сотрудникам филиала дирекции М-12 (главным инженерам проекта) на сумму 70,2 млн руб.;
- проценты по биржевым облигациям, размещенным по открытой подписке, на общую сумму 2,6 млрд руб. за третий квартал 2023 г. Кроме того, не оформлены первичными учетными документами факты хозяйственной жизни, обусловленные завершением строительно-монтажных работ по мостам и путепроводам автомобильной дороги М-12 на сумму 2,6 млрд руб.
С учетом этого СП предложила Минтрансу скорректировать объем инвестиций на федеральную автодорогу.
Аудиторы выявили и другие недочеты. Например, выяснилось, что контроль за «уникальными объектами» автодороги осуществляет ООО «Автодор-Инжиниринг», которое не обладает компетенциями для строительства таких объектов. А приемка и оплата работ по транспортировке материалов производились по завышенной стоимости. Помимо прочих нарушений, СП в ходе осмотра пятого этапа трассы установила отсутствие временных локальных очистных сооружений и временной дождевой канализации, что предусмотрено проектной документацией.
Напомним, строительство трассы М-12 началось в 2020 г. Она относится к международному транспортному маршруту «Европа — Западный Китай» и должна соединить Москву и Тюмень, пройдя по территории Московской, Владимирской, Нижегородской областей, Чувашии и Татарстана.
Позже правительство решило удлинить трассу за счет включения в ее состав участка автодороги М-7 «Волга» Казань — Дюртюли. Кроме того, в состав М-12 войдут строящийся участок Дюртюли — Ачит, участок Ачит — Екатеринбург автомобильной дороги Р-242 Пермь — Екатеринбург. В ноябре 2023 г. правительство РФ решило продлить М-12 до Тюмени.
В декабре 2023 г., на семь месяцев раньше планируемого, было завершено строительство участка Москва — Казань. Трассу открыл лично Владимир Путин, новый маршрут в 800 км можно проехать за 6,5 часов вместо 12-ти, рассказывал DK.RU.
Читайте также: Высокоскоростная трасса Москва — Казань — Екатеринбург дойдет до Тюмени в 2025 г.