Екатеринбургский музей изобразительных искусств и московский Центр визуальной культуры Béton знакомят зрителей с феноменом, зародившимся в советской среде — экспериментальной арт-фотографией.
Музей ИЗО в Екатеринбурге представил публике 51 работу шести фотографов из собрания Центра визуальной культуры Béton (Москва).
Béton собирает фотографии по всей России и ближнему зарубежью и за несколько лет сформировал коллекцию, которая поражает количеством снимков, именами авторов и стилистическим разнообразием.
Фотография нам сейчас, людям с телефонами, кажется чем-то достаточно простым. Из той эпохи, из того аналогового мира, до нас дошли только отпечатки, иногда негативы, но собрать негативы в такой сохранности и в такой комплектности — это редкость. Надо приучать посетителей, как и самих себя, ценить материальность фотографии, точно так же, как мы ценим холсты, скульптуру, графику, — сказал директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никита Корытин.
В 1960-70 гг. фотография в СССР официально носила документальный характер, подвергалась цензуре и не воспринималась как вид изобразительного искусства. Но именно в этот период многие фотографы проводили эксперименты над пленкой, пытаясь добиться различных визуальных эффектов. Выставка «Абстракционизм в фотоискусстве» посвящена работам фотохудожников из Ленинграда и Свердловска.
Основу экспозиции составили произведения двух пионеров абстрактной фотографии — ленинградца Валентина Самарина и свердловчанина Евгения Малахина (известного под псевдонимом Б.У. Кашкин).
Малахин снимал пейзажи, портреты своих друзей, обнаженную натуру, а затем варил пленку. На выставке можно увидеть монохромные работы из серий «Принцип случайности» и «Абстрактная композиция».
Фотопленкам-«варенкам» Евгения Малахина удалось сохраниться благодаря ученику и другу художника Эдуарду Поленцу, который забрал негативы из мастерской. Фотонаследие Б.У. Кашкина с экспериментами 70-х гг. ХХ в. хранится в музее художника, ЕМИИ, Центре визуальной культуры Béton, фотопленки позволяют делать четкие оттиски.
Валентин Самарин в своем творчестве преображал фотокадры при проявке с помощью наложения негативов, воздействия температуры на пленку, соляризации, светописи, окрашивания пигментами и других техник.
Валентин Самарин выделяется тем, что у него, в отличие от многих других фотографов, которые экспериментировали, была очень обоснованная теоретическая база. Он работает до сих пор и считает, что эксперименты над пленкой позволяют отразить на листе сокрытые от глаза метафизические потоки, и поэтому он разными способами пытается их показать, — пояснила координатор проекта Наталья Пономарева, заведующая сектором отечественного искусства XX-XXI вв.
Посетители выставки смогут также познакомиться с работами менее известных широкой публике советскими фотографов-абстракционистов Николая Матрёнина и Геннадия Приходько, а также с творческим поиском современных авторов Андрея Чежина и Александра Китаева.
Посетить выставку «Абстракционизм в фотоискусстве» (16+) можно до 20 октября 2024 г. в Екатеринбургском музее изобразительных искусств (ул. Воеводина, 5).
Читайте также на DK.RU:
>>> Кирилл Бородин: «Много где можно заработать деньги, но творчество всегда готовит сюрпризы»
>>> Кирилл Бородин: «До воплощения доходит не больше 20% гениальных идей, и в другом виде»