Бизнес стал активнее сотрудничать с колледжами, а студенты во время учебы начинают работать по специальности. Как работает проект «Профессионалитет»? Объяснили в Минобразования Свердловской области.
Вчера новый учебный год стартовал для студентов 88 свердловских колледжей и техникумов. Он был ознаменован открытием сразу трех новых кластеров в рамках федерального проекта «Профессионалитет», который хорошо известен работодателям региона, — к нему присоединились уже 117 предприятий и организаций.
Кто готовит профессионалов
Проект «Профессионалитет» реализуется в формате кластеров. Для каждого из них выбирается опорный колледж, к которому присоединяются сетевые колледжи и работодатели. У некоторых кластеров в настоящий момент более 10 предприятий-партнеров.
По словам Елены Коваленко, пока больше всего кластеров в сфере металлургии. Это связано с тем, что именно от предприятий этой сферы был самый высокий запрос на подготовку кадров.
Растет интерес и со стороны машиностроительных предприятий — так, в этом году к федеральному проекту в качестве опорных площадок присоединились Екатеринбургский промышленно-технологический техникум им. В.М. Курочкина и Екатеринбургский техникум Автоматика. Среди специалистов, в подготовке которых особенно нуждаются металлургические и машиностроительные предприятия, — сварщики, токари, фрезеровщики, электрики, ремонтники электрооборудования.
Еще один новый кластер в этом году заработал на площадке Екатеринбургского экономико-технологического колледжа — его решили открыть в связи с высокой потребностью в специалистах среднего профессионального образования по направлению «юриспруденция». Кластер будет развиваться в партнерстве с органами МВД, ФССП, Департаментом по обеспечению деятельности мировых судей Свердловской области.
Образовательно-производственные и образовательные кластеры в Свердловской области
Опорные колледжи по направлению «Металлургия»:
- Первоуральский металлургический колледж,
- Полевской многопрофильный техникум им. В.И. Назарова,
- Каменск-Уральский политехнический колледж,
- Уральский государственный колледж им. И.И. Ползунова.
Опорные колледжи по направлению «Машиностроение»:
- Верхнесалдинский авиаметаллургический колледж им.А.А. Евстигнеева,
- Екатеринбургский промышленно-технологический техникум им. В.М. Курочкина,
- Екатеринбургский техникум Автоматика.
Опорный колледж по направлению «Строительная отрасль»:
- Уральский колледж технологий и предпринимательства.
Опорные колледжи по направлению «Правоохранительная сфера и управление»:
- Екатеринбургский экономико-технологический колледж.
Опорные колледжи по направлению «Туризм и сфера услуг»:
- Техникум индустрии питания и услуг «Кулинар»,
- Екатеринбургский торгово-экономический техникум.
Опорный колледж по направлению «Педагогика»:
- Свердловский областной педагогический колледж.
Уже известно, что в следующем году будет создан как минимум один новый кластер — на базе Новоуральского технологического колледжа. Здесь будут готовить специалистов по заказу предприятий Росатома. Большой интерес к сотрудничеству с колледжами проявляют и работодатели из сферы транспорта.
Число предприятий-партнеров увеличивается достаточно быстро: буквально три месяца назад их было 114, к настоящему моменту добавились еще три, — говорит Елена Коваленко. — Конечно, сегодня работодателям интересно участвовать в реализации образовательных программ, им важно, чтобы колледжи и техникумы готовили специалистов с нужными им компетенциями. Прошли те времена, когда мы готовили универсального специалиста, который выпускался на открытый рынок труда и сам искал себе работу. Сейчас мы ориентируем молодежь на то, чтобы они быстрее определялись, кем хотят стать, и исходя из этого делали выбор в пользу конкретного ссуза и образовательной программы.
Как бизнес влияет на обучение
Предприятия, которые сотрудничают с колледжами, могут формировать под себя до трети содержания программы.
Часто работодатели просят выстроить подготовку студентов так, чтобы при выпуске он имел сразу две специальности. Например, если мы говорим о строительных программах, выпускник может получить квалификации «плиточник-облицовщик» и «штукатур» и после окончания колледжа хорошо выполнять оба вида работ. Много подобных примеров и в машиностроительном секторе.
Другой запрос заключается в том, чтобы студент уже в ходе освоения образовательной программы получил рабочую профессию и мог устроиться работать на предприятие. Сейчас колледжи подстраивают свои программы для того, чтобы ответить на этот запрос.
Работодатели хотят, чтобы подготовка специалистов была максимально практико-ориентированной. Поэтому в некоторых случаях мы можем выносить теоретические курсы и дисциплины в практическую плоскость. Например, изучать математику и физику на производстве, параллельно осваивая принципы работы станков. Такой подход повышает качество подготовки и ребята показывают хорошие результаты. Даже в тех случаях, когда работодатель посчитал, что срок освоения программы можно сократить на несколько месяцев, — объясняет Елена Коваленко.
Для того чтобы усилить практическую составляющую и иметь постоянный доступ к современному оборудованию, техникумы и колледжи обновляют свою материально-технологическую базу. На это выделяются средства из федерального и областного бюджетов, а также эти проекты финансируют предприятия-партнеры. В настоящий момент в ссузах региона создано более 260 современных мастерских, где представлены оборудование и технологии, применяемые на предприятиях в настоящий момент.
Первые результаты
Весной этого года колледжи и техникумы выпустили первых студентов, обучавшихся по программам «Профессионалитета» в Верхней Салде, Первоуральске и Нижнем Тагиле — около 800 квалифицированных специалистов отправились работать на металлургические и машиностроительные заводы. По словам Елены Коваленко, и образовательные учреждения, и работодатели, и сами выпускники оценивают механизм положительно.
Часть выпускников первого потока проекта призвали в армию. Но те ребята, которые успели поработать на площадках предприятий-партнеров, после службы вернутся на заводы на гарантированное рабочее место.
Мы видим, что работодатели трудоустраивают ребят еще до окончания колледжей и техникумов. Уже в ходе освоения образовательной программы студенты получают рабочую квалификацию и сдают квалификационный экзамен до окончания колледжа. Все это позволяет выпускникам почувствовать свою ценность как специалиста и закрепиться на предприятии, — резюмировала Елена Коваленко.
Ранее на DK.RU:
«Для того чтобы школьники шли на заводы, нужно разговаривать с их родителями»
Правительство РФ взялось за переподготовку кадров для приоритетных отраслей