«Дом.РФ» попытается продать знаменитый тюремный комплекс. Интрига в том, разрешат ли его снести, чтобы построить дорогое жилье. Если нет, там могут появиться апартаменты или снова тюрьма — но частная.
До конца года «Дом.РФ» планирует выставить на аукцион тюремный комплекс «Кресты» в Санкт-Петербурге, об этом РБК на ВЭФ сообщил генеральный директор компании Виталий Мутко.
Стоимость объекта может составить 1 млрд руб., но это не точно, начальная цена будет установлена после его оценки накануне аукциона, добавил Мутко.
Тюремный комплекс «Кресты» был построен в конце XIX века по проекту архитектора Антония Томишко. В разные годы там сидели Иосиф Бродский, Лев Троцкий, Лев Гумилев, Анатолий Луначарский, Николай Заболоцкий и другие известные лица. Комплекс состоит из двух крестообразных пятиэтажных зданий, административного корпуса с церковью и вспомогательных строений, куда входят больница, кухня, помещения для сотрудников, котельная и др.
«Кресты» входили в ведение УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, до 2017 г. они использовались по назначению. С тех пор комплекс не эксплуатируется.
Уже много лет власти думают, что делать с этим историческим наследием. Например, Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга предлагал устроить в «Крестах» креативный кластер, но выяснилось, что для начала необходимо передать строения из федеральной собственности в городскую. Да и по востребованности такого «кластера» у инвесторов было много вопросов.
Позже, в 2021 г., Русская православная церковь предложила ФСИН передать комплекс ей в безвозмездное пользование. Но предложение не было принято, вместо этого было решено выставить тюрьму на торги.
Дарья Годунова, Управляющий партнер «Пионеры ГЧП», в колонке на DK.RU предположила два варианта приспособления тюремного комплекса после его покупки инвестором.
Первый — снос, за что могут побороться застройщики высокого уровня. Хотя охранное обязательство с комплекса зданий никто не снимал, и нельзя сказать, что мы имеем дело с развалинами. Поэтому комплекс будут продавать, скорее всего, с обременениями под реконструкцию.
Кстати, от этого зависит и конечная стоимость «Крестов». Если бы его разрешили снести и построить на его месте премиальное жилье, то цена продажи могла бы составить 4 млрд руб. (по оценке в 2022 г. главы проектов отдела инвестиций NF Group в Санкт-Петербурге Сергея Дуванова).
Второй вариант, по мнению Дарьи Годуновой, более реальный — можно не менять назначение комплекса, а вновь устроить в нем тюрьму, но частную.
Идея эта пока не закреплена на законодательном уровне, но с учетом сегодняшних тенденций, когда под статью стало попасть легче, чем на работу, почему бы не пойти навстречу потребителю и не заработать за счет желающих сидеть с европейским, а не среднерусским комфортом? — предлагает Годунова.
Примеры подобных частных пенитенциарных заведений в мире есть, указывает она: «Франшизу на построение операторской модели можно позаимствовать (в рамках параллельного импорта) или честно прибрести, например, в скандинавских странах. Тюремная система в этих странах, помимо низких показателей по росту преступности, фактически работает на уменьшение шансов на рецидивы. Например, в Норвегии в среднем только 20% отсидевших вновь попадает в тюрьмы. В Дании, Швеции и Финляндии эта цифра колеблется в районе 30%. В России приближается к 90%».
Проблема возникает только одна — нужно будет как-то наладить отношения государства и частного инвестора в этом секторе, ведь полномочия по контролю за исполнением наказания лежат именно на государстве, а инвестор будет выступать в роли господрядчика. Был бы интересный пример государственно-частного партнерства, считает Дарья Годунова.
Подробнее с ее мнением можно ознакомиться в материале DK.RU.