Меню

«Решить проблему дефицита питьевой воды только с помощью спецоборудования не получится»

Иллюстрация: Предоставлено Игорем Мироновым

Основатель Экон УрФО Игорь Миронов рассказал, что тезис «вода — это возобновляемый ресурс» — не совсем корректный. Почему и как он пытается приучить жителей Екатеринбурга ее экономить?

В Екатеринбурге уже несколько лет говорят о дефиците питьевой воды. Актуальность проблемы в последние годы растет, поскольку потребление воды увеличивается. По данным горадминистрации, в 2023 г. МУП «Водоканал» поставил частным и юридическим лицам 137,8 млн кубометров — это на 2% больше, чем в 2022 г.

Обсуждаются различные варианты решения проблемы: от строительства новых водохранилищ, до внедрения водосберегающих технологий. Проектами в этом направлении уже 10 лет занимается основатель компании Экон УрФО Игорь Миронов. Он отмечает, что на Урале становится больше компаний и простых жителей, которые стремятся экономить воду. Но для того чтобы снизить дефицит воды, этого недостаточно.

В интервью DK.RU предприниматель поделился своими вариантами решения проблемы.

Расскажите, почему вы стали заниматься водосберегающими технологиями.

— Наверное, у всех рано или поздно возникает вопрос: «А что я оставлю поле себя?». После ряда определенных событий в жизни я приехал к себе на малую родину и решил сходить к маленькой речке, где проводил время в детстве. И я ее просто не узнал — река обмелела, ее берега захламлены, флора и фауна нарушены. От некогда красивых ландшафтов не осталось и следа.

Я стал исследовать, почему происходят подобные ситуации. Выявил множество факторов. Что-то можно отрегулировать только на государственном уровне, но были и вещи, на которые мог повлиять я сам. Так возникла идея заниматься реализацией социальных, просветительских проектов, а также создать компанию, которая будет разрабатывать решения для сокращения нецелевого расхода водных ресурсов.

Что представляют собой эти решения? Есть ли что-то подобное на российском рынке?

— Фактически в стране доступны две группы технологий. Во-первых, это единичные устройства для водосбережения — например насадки на кран, душевые лейки, ограничивающие расход воды, автоматические сенсорные смесители для раковины или душа, которые подают воду только в тот момент, когда она нужна. Во-вторых, это целые комплексные системы с повторным использованием воды, которые применяются, например, на предприятиях. Мы производим и то, и другое.

В проектах задействовано около 10 сотрудников: три инженера, которые принимают заявки и непосредственно разрабатывают решения, остальные работают на сборочной линии. Часть комплектующих делаем самостоятельно, часть закупаем у сторонних производителей. Например, для производства автоматических душевых панелей мы закупаем алюминиевый профиль в Березовском, крышки — в Набережных Челнах, порционные механизмы собираем здесь, анодирование производим в Новосибирске и затем собираем готовое изделие на нашей площадке в Екатеринбурге.

Санкции не оказали негативного воздействия на нашу работу — скорее, наоборот, импортозамещение подтолкнуло нас к более динамичному развитию.

Чаще всего мы работаем с комплексными проектами. Например, несколько лет назад по просьбе организаторов «Атмофеста» мы разработали модульные мойки для рук с сенсорными смесителями. В них мы ограничили расход воды при постоянном включении 1,8 литра. Оснастили их дозаторами мыла и сушилками для рук. Конструкции сделали антивандальными. За 11 дней фестиваль посетили 758 тыс. человек — они потратили всего 8 кубометров воды — столько же, сколько тратит большая семья за месяц. Всю воду собирали в специальные баки и потом использовали для уборки Площади 1905 г.

Кто сегодня больше заинтересован в водосберегающих решениях — бизнес, государственные и муниципальные учреждения, простые жители города?

— Чаще всего это, конечно, бизнес — преимущественно фитнес-клубы, бассейны, производства, арены, стадионы, аэропорты, вокзалы и другие места с большим трафиком и большим расходом воды. Как правило, коммерческие директора и управляющие приходят с запросом снизить платежи на услуги ЖКХ, а мы предлагаем им разные варианты, с разной стоимостью и окупаемостью. 

Запрос на водосберегающие решения есть со стороны государственных и муниципальных организаций. Но взаимодействие с ними строится по тендерной системе, в которой есть свои нюансы.

С жителями многоквартирных и частных домов мы тоже работаем, но пока таких клиентов относительно немного. К сожалению, мы часто видим, что люди проявляют интерес к водосбережению, но предпочитают заказывать более дешевые устройства из Китая, ждут их по несколько месяцев.

И часто после установки оказывается, что устройство нерабочее. В итоге люди разочаровываются и у них отпадает желание использовать устройства для экономии воды.

Сегодня много говорят о растущем дефиците пресной воды. Как вы считаете, если повсеместно устанавливать специальное оборудование для экономии воды, это решит проблему?

— Полностью решить проблему за счет этого вряд ли удастся, но сделать менее острой — можно.

Я думаю, что для решения проблемы дефицита питьевой воды нужно изменить отношение к этому стратегически важному ресурсу. И изменения нужны не только на уровне каждого конкретного человека.

Например, в Европе есть система сертификации по энергетической эффективности зданий. Насколько я знаю, в России эта система в обозримом будущем тоже должна появиться, а значит, застройщики будут обязаны устанавливать оборудование для экономии ресурсов. Например, если сейчас по СНИПам из крана идет от 15 до 17 литров воды в минуту, то в будущем, я полагаю, может быть установлена норма в два-три раза меньше. И, например, для пользователей могут установить двойной тариф на использованную воду сверх этого лимита.

То есть проблему нужно решать на законодательном уровне?

— Безусловно, принятие нормативных актов и законов в сфере водоснабжения необходимо. Но опыт показывает, что эффективнее работает не «кнут», а «пряник». Например, если говорить о бизнесе, это могут быть субсидии или льготные кредиты на внедрение водосберегающих решений.

Когда в России запускали систему раздельного сбора отходов, часто говорили о том, что наших людей будет сложно научить сортировать мусор. А можно ли научить людей экономить воду?

— Можно. Что бы ни говорили, даже на примере Екатеринбурга мы видим, что города-миллионники становятся более экологичными. Люди сдают пластик отдельно от несортируемых отходов, активно используют многоразовые шоперы вместо пакетов, хотя еще несколько лет назад это было сложно представить. Думаю, во многом это результат планомерной популяризаторской работы, комплексного информирования через СМИ. Для того чтобы люди научились экономить воду, нужно делать то же самое.

За последние годы в СМИ было рассказано об огромном количестве свалок и о том, какое негативное влияние они оказывают на окружающую среду. Параллельно мы увидели, что существует большое количество проектов, которые позволяют дать отходам вторую жизнь. И, конечно, читая об этом, люди сделали правильные выводы.

Со школьной скамьи нам говорят, что вода — это возобновляемый ресурс, и о том, что существует круговорот воды в природе. Но мы же не пьем воду непосредственно из луж и водоемов?

Многие из нас даже не задумываются о том, какой долгий путь проделывает вода, прежде чем оказаться в нашем стакане. Она проходит химическую, биологическую, механическую, ультрафиолетовую обработку. Для этого используется электроэнергия. Все это — выбросы в атмосферу. И об этом нужно говорить.

Есть мнение, что разговоры с детьми об экологии более эффективны, чем со взрослыми.

— Это действительно так. Когда мы начали заниматься просветительской деятельностью, написали массу статей и стали тиражировать их на различных ресурсах, чтобы воздействовать на взрослую аудиторию. Но сколько-нибудь значимого эффекта не получили.

Тогда мы решили поработать с детьми и поняли, что они не только лучше воспринимают информацию и понимают ценность воды, но и активно делятся этими знаниями со своими сверстниками и родителями.

Мы придумали просветительский проект «Лаборатория чистой воды», пришли с ним в администрацию Екатеринбурга и были приятно удивлены, что нас там поддержали. К нам подключились департамент образования, комитет по экологии, детский экологический центр, методисты которого помогают нам разрабатывать эко-уроки. Сейчас проект охватывает все школы Екатеринбурга.

Также на протяжении года мы проводим конкурс детского творчества по восьми номинациям, где, в частности, предлагаем детям снять видеорассказ о том, почему для них важно беречь воду, и выложить в официальную группу школы или детского сада. В результате победители конкурса, набравшие максимальное количество голосов, получат сладкие призы, образовательные организации — водосберегающую технику. А мы рассчитываем получить большое количество видеороликов, которые, с разрешения родителей, будем распространять на различных площадках, чтобы как можно больше людей узнали о том, почему нужно беречь воду.

Ранее на DK.RU: «Часто предпочтение отдают зарубежным проектам. Но наши технологии их опережают»