Власти видят стабильное финансовое положение перевозчиков и хотят повысить собираемость средств на модернизацию небольших аэропортов. Ежегодно планируется собирать с авиакомпаний по 12 млрд руб.
Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) направило в Минтранс письмо с просьбой скорректировать планы по повышению сборов для фонда реконструкции аэродромов, пишет «Коммерсант».
ФАС утвердила повышение ставок за аэронавигацию для российских перевозчиков на 37% в РФ и вдвое — на международных рейсах. В частности, ставки вырастут с 1,2 тыс. до 1,6 тыс. руб. внутри РФ и с 4,6 тыс. до 9,2 тыс. руб. на международных рейсах.
Это необходимо, чтобы собрать средства на ремонт аэродромов: согласно планам, до 2030 г. необходимо отремонтировать 50 аэродромов, на что ежегодно потребуется около 12 млрд руб.
В проекте предусмотрено увеличение аэронавигационного сбора с российских авиакомпаний на внутренних рейсах на 37%, на международных — на 100%. Это приведет к росту стоимости авиабилетов и снижению спроса на авиаперевозки, а также ухудшению конкурентных позиций относительно иностранных перевозчиков, — говорится в письме.
Повышение ставок сборов для российских перевозчиков не должно превышать 10% на внутренних линиях из-за «социальной значимости этих маршрутов», считают в АЭВТ.
Там также отмечают, что сумма 12 млрд руб. ежегодно — «весомая нагрузка на авиакомпании». При этом обновленные аэропорты устанавливают для авиакомпаний двукратный и более рост стоимости обслуживания рейсов, чтобы покрыть расходы на реконструкцию.
АЭВТ также просит не взимать сборы за аэронавигацию в тех аэропортах, где запланирована реконструкция в рамках государственно-частного партнерства, чтобы избежать «двойной оплаты».
В «Аэрофлоте» сказали, что выступают за модернизацию аэропортов. В Utair и «Уральских авиалиниях» сообщили, что поддерживают обращение АЭВТ. В S7 также согласны с тем, что документ необходимо корректировать.
Глава аналитического центра ГосНИИ ГА Федор Борисов говорит, что недовольство авиакомпаний понятно, но власти хотят распределить собранный «косвенный налог» в адрес небольших аэропортов, которые не могут генерировать большие денежные потоки.
Авиавласти видят довольно стабильное финансовое положение авиакомпаний и решают проблему дисбаланса в отрасли таким образом — это шаг в правильном направлении, — уверен эксперт.
По оценке Борисова, при пассажиропотоке в 100 млн человек и ожидаемом сборе в 12 млрд руб. влияние сбора на билет не превысит 120 руб.
Другой собеседник в экспертном сообществе подчеркивает, что не следует слишком оптимистично смотреть на финансовое благополучие авиаперевозчиков, поскольку в перспективе их ждут существенные расходы на обновление парка.
Как рассказывал DK.RU, по данным Росстата, стоимость перелета в салоне эконом-класса по стране в феврале 2024 г. выросла на 42% по сравнению с февралем 2023 г., до 7,2 тыс. руб. Текущий рост цен на авиабилеты самый резкий как минимум с 2008 г., авиасообщение с каждым годом становится все более недоступным для россиян. Депутаты Госдумы намерены до конца года подключиться к установлению в РФ ограничений верхней границы цен на авиабилет.