Меню

РЖД анонсировал масштабную индексацию тарифов на перевозку грузов

Иллюстрация: freepik.com

За счет повышения тарифов монополист планирует привлечь от 1,1 трлн руб. до 1,8 трлн руб. дополнительных инвестиций. Крупнейшие клиенты перевозчика пока не возражают против резкого повышения цен.

ОАО РЖД предлагает заметно увеличить индексацию грузовых железнодорожных тарифов на 2025 г. Как выяснил «Коммерсант», компания предлагает два варианта развития событий. Первый — суммарно проиндексировать тарифы на 17,2%, при этом первую индексацию на 3,6% провести 1 ноября 2024 г., а 1 января 2025 г. доиндексировать еще на 13%. Второй вариант предполагает, что тарифы единовременно вырастут на 22,7% с 1 января 2025 г.

В первом случае компания рассчитывает привлечь дополнительно 1,1 трлн руб. на инвестпрограммы, это минимальный необходимый уровень. Во втором случае РЖД получит финансирование в 1,8 трлн руб., что соответствует инвестиционной политике компании.  

Также компания предложила перейти на новый принцип индексации тарифов. Сейчас условно индексация тарифов происходит по формуле «инфляция минус 0,1%», однако она не учитывает индекс ценового давления, говорят в компании. РЖД просит перейти на индексацию, которая будет включать в тариф разные статьи не только потребительской, но и промышленной инфляции: удорожание материалов, топлива, электроэнергии и т.д. В этом случае монополия рассчитывает получать от индексации дополнительно 30 млрд руб. в год.

Как пишет издание, в последние десять лет индексация тарифа на железнодорожные грузоперевозки в основном держалась в пределах 10%, а в 2014 г. ее в принципе не было. В 2022 г. тариф был суммарно проиндексирован на 18,6%, затем темпы вновь составили 10%.

Один из собеседников говорит, что запросы ОАО РЖД, с учетом перехода экономики на военные рельсы и глобального изменения логистических потоков, вполне понятны. Однако монополист катастрофически уронил качество услуг в последние годы: растут обороты вагонов и замедляется их движение. В то же время крупнейшие клиенты РЖД не выступают резко против индексации, так что велика вероятность, что запланированное повышение тарифов состоится.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров объясняет, что компании из экспортно ориентированных отраслей способны безболезненно пережить будущую индексацию, если рубль ослабнет на 10% за полгода, к чему есть все предпосылки. По словам эксперта, правительство удовлетворит требования ОАО РЖД:

В этой ситуации экспортеры осознают, что нет смысла в том, чтобы «идти навстречу поезду»: нужно соглашаться, но при этом попытаться выторговать себе условия получше — в плане увеличения объемов вывоза продукции, — говорит он.

Однако для грузоотправителей, которые ориентируются на внутренний рынок, повышение тарифов может быть критическим, и они переориентируются на автомобильные перевозки.

Ранее DK.RU рассказывал, что стоимость морской доставки из Китая в порт Владивосток в августе подскочила более чем в два раза по сравнению с маем, до $2,5–3 тыс. за контейнер типа 20 DC. На фоне повышения стоимости морских перевозок вырос спрос на доставку ж/д транспортом из КНР в РФ, что спровоцировало рост цен на 31%, до $7,5–8 тыс. за контейнер типа 40 DC по сравнению с маем 2024 г. Из-за того, что груз скапливается в восточной части страны, РЖД не хватает свободных вагонов, и грузоотправители жаловались, что доставка грузов по железной дороге задерживается вплоть до месяца.  

Добавим также, что летом 2024 г. стало известно, что крупнейший железнодорожный оператор в России — Первая грузовая компания (ПГК) — переходит под управление ВТБ. Источники сообщали, что переход ПГК в периметр активов ВТБ — начало крупного консолидационного процесса по созданию сверхкрупного игрока. В перспективе к ПГК могут быть присоединены «Трансфин-М» и железнодорожный оператор «Атлант».

Также активизировалась дискуссия о передаче в частные руки «Федеральной грузовой компании» (ФГК), владельцем которой выступает РЖД. ФАС предлагает ограничить или запретить участие ОАО РЖД в капитале транспортных операторов. 

Более того, собеседники говорят, что обсуждается слияние ПГК и ФГК. Такая сделка приведет к консолидации около 200 тыс. вагонов на одном собственнике, писал DK.RU.