Собеседование — ответственный этап взаимодействия кандидата и компании, где обе стороны стараются показать себя с наилучшей стороны, могут приукрасить одни факты и умолчать о других.
На первый взгляд вполне понятно, почему это происходит. По данным исследования платформы Консоль.про, проведенном в 2024 г., 44% опрошенных руководителей отмечают, что периодически получают недостоверную информацию от исполнителя о его предыдущем опыте, 17% редко встречают обман на собеседованиях, а 14% постоянно.
Почему обманывают кандидаты?
Соискателям важно выглядеть привлекательно в глазах работодателя, поэтому неуверенные в себе учатся проходить интервью и правильно говорить о своем опыте, тогда как уверенные в себе специалисты не готовятся к интервью и теряются, бывают неубедительны. И часто работодатель не понимает, кто сидит перед ним — тренированный, но неподходящий кандидат, или наоборот.
Кандидаты на собеседованиях могут завышать свои успехи на предыдущих местах работы, указывают владение сложными инструментами, с которыми на самом деле почти не сталкивались, преувеличивают свои компетенции из-за объективного когнитивного искажения — «эффект владения» (мы выше ценим то, что принадлежит нам), они думают искренне, что профи, хотя работодатель оценивает совсем по-другому.
Причина ясна конкуренция за вакансии с высокой зарплатой, — объясняет Вячеслав Сычев, директор компании «Кадровые технологии». — Кандидаты стремятся показаться лучше, чем они есть, чтобы получить эту работу. Кроме того, они надеются, что смогут на месте быстро «дотянуть» уровень навыков. Действительно, адаптация нового работника длится от двух до шести месяцев и за это время вполне реально подтянуть свои навыки для конкретных задач. Но получается далеко не у всех.
Завышенные ожидания компании от такого кандидата могут не оправдаться, что приведет к потере времени, ресурсов и повлияет на работу команды. Например, пригласив специалиста, который завысил свои знания в области аналитики, (а внутри нет эксперта для оценки), компания может столкнуться с его недостоверными данными по крупному инвестпроекту и серьезно прогореть.
Почему обманывают работодатели?
Компании показывают в объявлениях завышенную заработную плату, дружный коллектив, перспективы карьерного роста, чтобы привлечь больше кандидатов на собеседование. А подтекст такой: первый вариант — «На очной встрече я расскажу больше, «продам» компанию и вакансию, смогу убедить нужного мне кандидата». Второй вариант — то же когнитивное искажение: «Моя компания реально крутая, потому что вложено много сил». А еще зачастую работодатели не знают об условиях конкурентов.
Если компания предлагает заработную плату кратно выше рынка, например, 150 тыс. руб. для разнорабочего, то это повод быть внимательнее на собеседовании и уточнять детали. Когда пишут — зарплата менеджера по продажам до 500 тыс. руб., возможно, это был единичный случай, да и тот — удачное стечение обстоятельств.
Такая ситуация несет значительные риски для бизнеса. Разочарованные сотрудники, столкнувшись с реальностью, теряют доверие, обижаются, активно делятся этим на форумах и в сообществах. И ваши вложения в красивый внешний HR-бренд обнуляются.
Как минимизировать обман на собеседовании?
Компании, которые стремятся к долгосрочным и эффективным отношениям с сотрудниками, должны строить процесс найма на честности и прозрачности. Избежать искажений помогают цифры, прописанные задачи, наглядные примеры формирования зарплаты. Выстраивание доверительных отношений у двух равноправных участников рынка труда начинается с реалистичного описания вакансий и проверки фактических навыков. Сомневаетесь — допустите к работе и проверьте в деле.
Если вы чувствуете, что ресурсы ( время/деньги) тратите, а вакансия не закрывается, стоит обратиться к профессионалам. Например, компания «Кадровые Технологии» всегда дает экспертную оценку ситуации на рынке труда под вашу задачу, найдет квалифицированных специалистов и руководителей или обучит ваших рекрутеров прямо на рабочем месте.
Справка:
Компания «Кадровые Технологии» (ktekt.ru) работает в сфере подбора персонала c 2000 г., действительный и активный член профессиональной Ассоциации рекрутинговых Агентств России и ближнего зарубежья «МИРА», Уральской торгово-промышленной палаты, «Ассоциации рекрутинговых агентств», ведущего экспертного сообщества в сфере человеческих ресурсов в России и СНГ «Ассоциации консультантов по подбору персонала».
Текст подготовил Вячеслав Сычев, директор компании «Кадровые технологии»