Кадровый кризис стал суровой реальностью для российских промышленных предприятий. Проблема обостряется с каждым днем: вакансий намного больше, чем желающих на них откликнуться.
Промышленники в России сегодня оказались в центре сражения за квалифицированные кадры. Каждый новый сотрудник воспринимается как драгоценный ресурс, но удержать его становится все сложнее. Высокий уровень текучки кадров не просто снижает производительность — он буквально парализует работу предприятий. Ситуация напоминает бег на месте: сколько бы ни делали шагов, вперед не продвинешься.
В стране требуется дополнительно почти 5 млн человек, которых пока неоткуда взять. Малому и среднему бизнесу, не обладающему нужными ресурсами, приходиться биться за кадры с крупными корпорациями. Даже если удается найти работников, кадровый состав на некоторых производствах за год может обновиться до 81%. Владельцы заводов говорят, что подбирать фрезеровщиков и операторов станков с ЧПУ — это как лить воду в сито: все усилия уходят в пустоту, а результат остается неизменным.
Боль работников: требования большие, а платят — слезы
Основные причины кадрового голода кроются в нескольких факторах. Если брать ситуацию на заводах Свердловской области, то на первом месте низкая стоимость труда. Гонка зарплат в 2023-2024 гг. привела к тому, что сотрудники сейчас активно рассматривают вакансии у конкурентов с более высокой заработной платой. Частный опрос показал, что люди готовы поменять место работы, если на другом предприятии зарплата будет выше на 30-40%. Помимо материального бонуса, сотрудник часто получает новую должность, например, был рядовым оператором станка, а стал ведущим специалистом.
По словам бывшего мастера одного из промышленных предприятий Екатеринбурга Александры Беловой, она решила уволиться, даже несмотря на то, что родному заводу посвятила большую часть своей карьеры.
Проработала семнадцать лет, но иду на другое предприятие за более высокой зарплатой, — объяснила причину своего решения Александра Белова. — Плюс я была мастером, а буду начальником цеха. Индексация здесь мизерная, никто не следит, так как постоянно в кадрах новые люди. Новые сотрудники больше зарабатывают, а я их еще должна учить. Мне сложно выбивать повышенную зарплату, не умею.
Для предприятий, где огромный штат специалистов, невозможно уследить за каждым сотрудником в частном порядке, и это становится настоящей головной болью. В поисках решения владельцы производств вынуждены идти на всевозможные ухищрения. Кто-то увеличивает зарплаты и предлагает бонусы, кто-то улучшает условия труда и инвестирует в безопасность, кто-то делает ставку на обучение и повышение квалификации. Однако все эти меры дают лишь временный эффект, не решая проблему в корне.
Дефицит кадров на промышленных предприятиях — это не просто экономическая проблема, а настоящий вызов для всего сектора, — уверен Денис Ремезов, генеральный директор УК «ПРО-БИЗНЕС-ПАРК». — Если не предпринимать системные меры, ситуация будет только ухудшаться, грозя серьезными последствиями для экономики страны. Необходим комплексный подход, включающий модернизацию производства, повышение престижности рабочих профессий и разработку эффективных программ профподготовки. Малым и средним предпринимателям следует внедрять понятные системы мотивации, возможности карьерного роста, усиливать HR-бренд компании. В периоды повышенного спроса регулировать загрузку дефицитных специалистов, которые выгорают за пару месяцев, работая в авральном режиме за себя и того парня.
Предприниматели должны объединить усилия с государством и образовательными учреждениями, чтобы создать привлекательные условия для работы на производстве. Только совместными усилиями можно преодолеть кадровый кризис и вернуть российской промышленности былую мощь.
Резидентам индустриальных парков проще найти сотрудников
Индустриальные парки более привлекательны для специалистов, как начинающих, так и тех, кто имеет большой опыт. Первым интересно быть причастными к чему-то масштабному и современному. Они заинтересованы в программах обучения и развития. Как раз на базе промышленных парков создаются условия для получения недостающих молодым специалистам навыков. Опытным работникам цехов, да и менеджерам, интересны высокие зарплаты и перспективы профессионального роста, опять же с прицелом на более высокие зарплаты. Cовременные цеха и заводы заинтересованы в том, чтобы вырастить своих специалистов и дать им возможность обучиться редким, требующим высокой квалификации, профессиям. Найти такого работника на стороне — для HR-менеджеров квест длиной в полгода-год.
Маркетинг и PR индустриального парка включают в себя продвижение и рекламу всех компаний, расположенных на его территории, — рассказывает Анна Ёлгина, директор по развитию УК «ПРО-БИЗНЕС-ПАРК». — Предприятия получают возможность сэкономить на маркетинговых расходах, так как становятся частью общей рекламы. Кроме того, за счет ассоциации с популярным и успешным брендом парка резиденты повышают свою узнаваемость и формируют имидж успешного игрока на рынке. Это помогает привлечь талантливых специалистов, которые стремятся работать в компаниях с хорошей репутацией. Таким образом, соискатели проявляют больший интерес к открывшимся вакансиям у работодателей, расположенных на территории парка. Индустриальный парк ПРО-БИЗНЕС-ПАРК — это комьюнити промышленных компаний, и мы находимся в курсе их проблем и запросов.
Любопытно, что те, кто однажды перешел с работы на маленьком предприятии в индустриальный парк, уже не хотят опускать планку обратно. Даже мелочи вроде организованной доставки до места работы и современных зон отдыха делают пребывание на рабочем месте куда более приятным. Нет обшарпанных туалетов или неработающих душевых — все новенькое и функционирующее. А если учитывать, что человек большую часть своей жизни проводит на работе, эти мелочи превращаются в ту зону комфорта, которую так не хочется покидать.
«Сарафанное радио» по-прежнему эффективно
Сарафанное радио — один из эффективных источников новых клиентов. В кадровых вопросах та же тенденция. Резиденты индустриальных парков отмечают, что к ним часто приходят устраиваться люди, получившие информацию от действующих сотрудников своей компании или других предприятий на площадке. Это подтверждает, что условия работы в индустриальных парках привлекательны для специалистов, и они готовы делиться положительным опытом с друзьями и знакомыми.
В то время как предприятия малого и среднего бизнеса делают первые неумелые попытки создать сильный HR-бренд компании, индустриальные парки уже заработали себе деловую репутацию, привлекающую сотрудников. Как показывают исследования, люди, особенно рабочие средней квалификации, готовы менять работу, только если речь идет о значительно более высокой зарплате. А 80% не готовы переходить к конкурентам вообще ни при каких условиях. Люди буквально прирастают к предприятию, и для них стресс — даже допустить мысль о переменах в жизни. Стабильность важнее доходов.
Получается, что намного дешевле привлечь специалиста на стадии, когда он только задумался о поиске работы, чем переманивать его у конкурентов. Следовательно основной способ борьбы с кадровым дефицитом в промышленности заключается в том, чтобы становиться известным и привлекательным. Предприятия, находящиеся в индустриальных парках, в этом смысле чувствуют себя более уверенно.
В ситуации, когда на региональном уровне не внедрены эффективные меры поддержки по привлечению кадров для малых и средних коммерческих предприятий, им остается объединяться самостоятельно. Индустриальные парки — как раз та площадка, которая может сыграть роль центра притяжения работников всех квалификаций.
Реклама. ООО «УК «ПРО-БИЗНЕС-ПАРК» ИНН 6671382743 erid: LjN8K75vc