Меню

«Прет, как общепит, и уже занял одну треть рынка пива». Законы роста от индустрии фитнеса

Иллюстрация: Пресс-служба Bright Conf

Эксперты обсудили, стоит ли тормозить повышение цен, когда есть платежеспособный спрос, ведь потом может быть поздно, как пережить кадровый голод и зачем в Екатеринбург заходят новые игроки рынка.

В Екатеринбурге прошла конференция для операторов фитнеса Bright Conf, где представители бизнес-сообщества обсудили, как отраслевые цифры влияют на клубы и сети и какие решения можно принимать в 2024 г. Аналитический оператор FitnessData представил актуальные показатели в целом по индустрии, а команда экспертов прокомментировала их.

DK.RU публикует тезисы обсуждения в формате слайд плюс комментарии.

Для начала посмотрим на динамику рынка в стране

Максим Боровиков, управляющий партнер FitnessData:

— Результаты фитнес-индустрии в России в этом году крайне позитивные. В ходе первого полугодия прирост составил 24%, мы росли темпами выше 19% начиная с сентября прошлого года — подряд 11 месяцев. На самом деле такой прирост не может быть бесконечным, в августе этого года мы увидели негативные тенденции и постепенно начали замедляться.

Алексей Романов, Bright Fit, CEO:

— У нас в целом за 2024 г. прирост по сети составил 37-38%, а по итогам августа — 35%. То есть снижение есть, но не такое значительное, я думаю, что мы его еще почувствуем позже.

Дмитрий Иешко, бизнес-директор сети фитнес-клубов Spirit:

— Мы растем примерно в тренде — плюс 25% в среднем по сети в этом году. При этом, если мы возьмем зрелые клубы, которым по 6-7 лет, они выросли примерно на 10-15%, потому что там идет рост только за счет индексации цен: физически поместить в этот клуб больше людей мы не можем. Развивающиеся клубы растут на 30%, а если взять всю компанию, то мы растем 40% от года к году, то есть выше рынка. Но — за счет роста количества клубов.

Один из главных факторов роста — повышение цен

Максим Боровиков:

— Надо понимать, что прирост рынка, который мы назвали, — «грязный», то есть номинальный, с учетом роста цен. Практически половину прироста нам обеспечивают цены, которые на фитнес-рынке активно растут. С 2018 по 2023 гг. рынок рос медленнее, чем цены на фитнес. Сейчас они растут быстрее, чем инфляция. Замедление роста цен в августе привело к тому, что и рынок уже растет не такими высокими темпами: мы видим прирост только 18%.

Ольга Киселева, Ассоциация Операторов Фитнесс Индустрии, CEO:

— Мне кажется, эйфория шанса выпрыгнуть, повысив цены, пришлась на конец 2023 г. Сейчас, судя по поведению бизнеса, повышение цен притормозилось. Понятно, что в этом процессе мы всегда ограничены платежеспособным спросом. Если он есть, почему бы этого не сделать сейчас, потом может быть поздно.

Олег Кудрин, основатель компании UltraGym:

— В отличие от фитнес-операторов, поставщики профессионального спортивного оборудования не могут поднимать цены, когда им захотелось. Они зависят от ситуации с логистикой, стоимости валюты. Мы бы с удовольствием, но к сожалению, этого не происходит. Все больше сделок проходит с лизингом, кредитными схемами, рассрочками, которые облегчают финансовую нагрузку покупателям.

Несмотря на замедление роста в августе, эксперты не унывают

Максим Боровиков:

— Глядя на август и первые цифры сентября, мы понимаем, что движемся по оптимистичному сценарию, но постепенно скатываемся в базовый. Далее, скорее всего, темпы роста будут сопоставимы с прошлым годом — порядка 19%. Это 255-260 млрд руб.

Если смотреть на другие потребительские отрасли, то они редко где растут двузначными темпами. Кроме общепита, который тоже очень активно прет. По итогам этого года фитнес будет чуть больше, чем одна треть от рынка пива, но уже не пятая часть, как было в позапрошлом году. То есть на уровне сопоставимых показателей прогресс есть.

Да, цены обеспечивают почти половину прироста, но есть факторы, связанные с открытием новых клубов и приростом количества занимающихся.

Дмитрий Иешко:

— С большим пессимизмом смотрю в будущее, потому что новые продажи мы разворачиваем в первую очередь за счет средней цены, но объем спроса (в Яндексе это объективно видно в цифрах) в августе впервые вырос год к году, а до этого мы весь год падали по объемам. Поэтому наращивать базу сейчас стало сложнее — сложно привлекать новых потребителей, гораздо важнее для нас стал вопрос содержания клубов.

Выводы:

Рост цен и новые открытия — практически равнозначные факторы роста в 2024 г.: 11 п.п. приходится на прирост цен и 12 п.п. на открытие новых объектов и рост вовлеченности, особенно в дополнительные услуги.

Доля доходов от дополнительных услуг продолжает уверенно расти в классических клубах. В студийном сегменте и клубах с рекуррентными (ежемесячными) платежами изменений меньше — доля допуслуг ниже и растет медленнее. Есть существенные географические различия в структуре выручки игроков: доля допуслуг среди столичных фитнес-объектов составляет около 41%, а в городах с населением менее 500 тыс. жителей — около 25%.

В январе-августе 2024 г. в России открыто 240 клубов и студий, из которых 60 — полноформатные, от 500 кв. м., и 180 — студийные проекты до 500 кв. м, моно- и мультиформатные. Проникновение отрасли растет. В 2023 г. вовлеченность в фитнес среди населения составляла 4,5%, в 2024 г. она стала 4,65%, то есть в фитнес-залах страны добавилось 230-250 тыс. чел.

В основном рынок фитнес-услуг сосредоточен в городах-миллионниках. Есть предположение, что некоторые из них уже заполнены фитнес-клубами под завязку. Но не все игроки рынка так считают. Вопрос от Ильи Коноплева, модератора форума, продюсера Bright Conf, отраслевого маркетолога:

Зачем вы зашли со своим бизнесом в Екатеринбург?

Антон Гиренко-Коцуба, совладелец сети фитнес-клубов Power House Gym:

— Екатеринбург точно имеет потенциал для роста клиентской базы. Возможностей отдыхать стало меньше, все это стоит дорого, а проводить время с пользой хочется. Поэтому очевидно, почему у фитнес-индустрии в России вовлеченность 4,5 млн человек. Я, кстати, вижу рост до 8 млн. Людей, приходящих в фитнес впервые, много — рост за последний год составил 15-20%.

Дмитрий Иешко:

— В этом году мы официально стали федеральной сетью. Любая федеральная сеть, имеющая амбиции, идет в первую очередь по миллионникам — без разницы, насыщенные они или нет.

Мы работаем в первую очередь с молодежью, у нас 72% базы — это люди до 35 лет. Екатеринбург как город с самым большим количеством студентов в России (после Москвы) — город с нашей целевой аудиторией.

Любой город, даже если он супернасыщен фитнесом, представляет интерес, кроме, конечно, городов, «ушатанных» по цене. Санкт-Петербург был таким, потому что существующие там сети выжали все. Сейчас один из игроков модернизирует свои фитнес-клубы и повышает цены, поэтому мы видим здесь шанс для себя.

Важным трендом, который отметили все участники конференции, является рост кредитных инструментов при покупке абонементов в фитнес-клубы

Максим Боровиков:

— Кредиты используют 70% операторов. Это привело к тому, что у нас в структуре выручки 32% приходится либо на рассрочки и кредитные продукты, либо на рекурренты — это то, что оплачивается помесячно. По сути, это революция в фитнесе, потому что в 2019 г. были только годовые карты. Но сейчас мы пришли к тому, что у нас треть рынка работает на помесячной оплате.

Алексей Романов:

— Эта история длится уже не первый день. Я изначально говорил и не схожу с этой точки зрения — рынок большой, в нем есть разные потребители и, соответственно, клубы разных форматов будут в нем уживаться — не будет победы какой-то одной системы. Кредит — это то, что нужно для удобства потребителя. Мы от этого никуда не денемся.

Выводы:

— С одной стороны, кредитные инструменты нужны, чтобы обеспечить необходимую экспансию. Но с другой, это выглядит безумием, потому что люди брали кредит под 30-40% годовых, чтобы помесячно закрывать стоимость абонемента. Есть мнение, что это должно когда-то закончиться.

Однако сегмент рекуррентных клубов продолжает стремительный рост, опережая другие форматы. Для оценки перспективности формата с точки зрения удобства оплаты в июне 2024 г. агентство FitnessData провело опрос 1200 посетителей фитнес-объектов, и он показал, что при наличии выбора помесячной оплатой готовы пользоваться более половины респондентов в возрасте до 34 лет. Во многом это объясняет стремительный рост подобной платежной модели, особенно в молодых возрастных группах, использующих подписочные сервисы в других потребительских нишах.

Проблемы клубов и студий

Эксперты согласились с вышеперечисленными проблемами и их распределением. Однако добавили, что к негативным факторам можно отнести дефицит площадок: если ты хочешь открыть 20 площадок в Москве, у тебя не получится, потому что нет нормальных объектов недвижимости площадью по 1000 кв. м.

Эксперты подтвердили, что кадровая проблема в отрасли является сильно превалирующей над остальными. Клининг стал очень дорогим. По словам участников беседы, разговаривать с клининговыми компаниями сложно — они жестко стоят на позиции «не хочешь платить — мой сам», понимая, что альтернативы не найти. Люди из ближнего зарубежья боятся ехать в Россию, потому что много проверок, отсюда резкий дефицит кадров и рост оплаты труда клинеров.

Эксперты отметили, что сейчас сложно найти даже человека на ресепшен, даже если его зарплата приближается к 70 тыс. руб. При этом если раньше брали людей с квалификацией, подготовкой и опытом, отмечают они, то теперь приходится брать по принципу «лишь бы был адекватный». К этой реальности сложно привыкать, но надо, потому что перспектив улучшения нет.

Читайте также на DK.RU о местной фитнес-индустрии: «В небольшом городе непросто найти кадры и помещения. Но это посильные вызовы».