Меню

Проект о запрете чайлдфри поступил в Госдуму. Кому грозит наказание за нарушение?

Иллюстрация: freepik.com

Накануне правительственная комиссия в Госдуме поддержала проект о запрете движения чайлдфри в РФ. Штрафы от 400 тыс. до 5 млн руб. могут коснуться многих — от рекламодателей до пользователей соцсетей.

Автором законопроекта о запрете пропаганды чайлдфри (осознанного отказа от деторождения) выступила депутат от «Единой России» Эльвира Аиткулова. Проект продвигали и другие общественные и политические деятели. Например председатель Совфеда Валентина Матвиенко заявила, что движение чайлдфри можно отнести к «радикализированному феминизму», поэтому его нужно запретить законодательно. Того же мнения придерживается заместитель главы Минюста Всеволод Вуколов.

Служители церкви также не остались в стороне. Так, председатель патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства священник Федор Лукьянов считает, что чайлдфри — это «детоненавистническая и человеконенавистническая идеология», которую можно приравнять к экстремистским.  

Спикер нижней палаты парламента Вячеслав Володин сообщил в своем ТГ-канале, что суть законопроекта — в воспрепятствовании распространению информации, популяризирующей бездетность.

В тематических пабликах и сообществах в социальных сетях зачастую проявляется неуважение к материнству и отцовству, агрессия к беременным женщинам и детям, а также членам многодетных семей, — считает он.

Володин пояснил, что пропаганду бездетности предлагается запретить в интернете, в СМИ, кинофильмах и рекламе. За нарушения последует административная ответственность.

Штрафы за нарушение составят до 400 тыс. руб. для физических лиц, до 800 тыс. руб. для должностных лиц и до 5 млн руб. для юридических лиц, — конкретизировал он.

Напомним, ранее аналогичная ответственность была прописана для тех, кто занимается пропагандой ЛГБТ («международное общественное движение ЛГБТ» признано Минюстом экстремистским и запрещено в России) и смены пола.

РБК опросил юристов, представителей рекламной индустрии и кинопрокатчиков о том, к чему может привести принятие закона о запрете чайлдфри.

Директор юридической группы «Яковлев и партнеры» Мария Яковлева считает, что законопроект, в принципе, укладывается в стратегию государства по укреплению традиционных ценностей и поддержке демографической политики. В то же время он может нарушать права на свободу слова и личную свободу. Яковлева уверена, что ограничения должны быть четко юридически прописаны, чтобы не расходиться со статьями российской Конституции.

Ее поддерживает партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Тягай. Она напоминает, что Конституция «признает идеологическое многообразие в государстве (ст. 13)», а государство, в свою очередь, «гарантирует гражданам равенство независимо от их убеждений (ст. 19), никто не может быть принужден к отказу от убеждений (ст. 29)». Самостоятельность женщин в решении вопроса о материнстве также следует из закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (ст. 56), утверждает Тягай.

Представители рекламной индустрии, опрошенные изданием, рисков для своего рынка не видят. Они уже негласно соблюдают правила игры и строят рекламные стратегии на традиционных семейных ценностях.

А вот киноиндустрию, СМИ и блогеров закон может затронуть.

Такой закон оставит для российских сериалов и реклам с упоминанием семейных отношений два сюжета: семьи с детьми обязательно счастливы, а семьи без детей обязательно утопают в горе по этому поводу. Вероятно, пропагандой будет признаваться все, что публично относит бездетность к социально приемлемому поведению, — опасается адвокат юридической фирмы «Томашевская и партнеры» Владислав Губко.

Эксперт также предупреждает, что противоправной станет и пропаганда идеологии чайлдфри на личных страничках в соцсетях. При этом подобную пропаганду можно будет усмотреть «в любом посте женщины старше 25 лет, хоть раз упомянувшей отсутствие у нее детей в позитивном контексте, и в особенности в случае упоминания ею отсутствия намерения их заводить».

Екатерина Тягай добавляет, что могут возникнуть вопросы, например, к производителям и продавцам средств для контрацепции.

Реклама и продажа контрацептивов прямо может наводить на мысли о нежелании зачатия.  Информирование женщины о ее законном праве прервать беременность и сохранение абортов в ОМС ведут к рискам для медицинских работников и организаций. Работа отелей, клубов или ресторанов с ограничением на присутствие детей — явное создание привилегий для тех, кто выбирает бездетность, — аргументирует она.

В целом понятие «пропаганды чайлдфри» может быть истолковано очень широко, создателям фильмов, блогерам и рекламодателям придется прибегнуть к самоцензуре, потому что даже упоминание преимуществ бездетного образа жизни может быть квалифицировано как пропаганда, что станет проблемой для креативных индустрий, считает Мария Яковлева.

Большой вопрос — что делать с фильмами, представленными на крупнейших онлайн-кинотеатрах, ведь во многих из них есть те или иные моменты, которые могут попасть под действие будущего закона. Один из источников РБК считает, что основная ответственность ляжет на Минкультуры, которое выдает прокатные удостоверения для фильмов, поступающих на платформы. Если картины содержат какие-либо запрещенные идеологии, у них должна быть маркировка «18+».

Есть прокатное удостоверение — не должно быть претензий к онлайн-кинотеатру, — считает собеседник. — Нет прокатного удостоверения или в него внесены изменения — надо своевременно предупредить площадки.

Напомним, 2024-й объявлен в России Годом семьи. Президент Владимир Путин, подписывая соответствующее постановление, заявил, что в России становится модным иметь много детей. В конце января он также подписал указ «О мерах социальной поддержки многодетных семей», согласно которому многодетным семьям гарантирована социальная поддержка по достижении старшим ребенком возраста 18 лет или 23 лет при условии очного обучения в образовательной организации, а многодетным матерям досрочно назначается пенсия по старости, писал DK.RU.