Меню

Вслед за США. Гражданам западных стран запретят усыновлять российских детей

Иллюстрация: freepik.com

Спустя 12 лет после «закона Димы Яковлева» и запрета на усыновление детей из РФ гражданами США российские власти приняли решение ужесточить требования к усыновителям из других западных стран.

Госдума приняла в первом чтении законопроект, который запрещает усыновление российских детей в страны, где разрешена смена пола, пишут «Известия».

Мера коснется государств, в которых разрешена смена пола путем медицинского вмешательства, <...> а равно путем внесения изменений в документы, удостоверяющие личность, о половой принадлежности иностранного гражданина и без соответствующего медицинского вмешательства, — сказано в пояснительной записке к законопроекту.

В ней также говорится, что новый запрет коснется подавляющего большинства стран НАТО — менять пол разрешено и в Турции, и в европейских странах. Лишь в Венгрии официально запрещено менять в документах пол, указанный при рождении.

Ранее спикер Госдумы Вячеслав Володин отмечал, что инициатива коснется запрета на усыновление для граждан Австралии, Австрии, Аргентины, Бельгии, Британии, Германии, Дании, Исландии, Испании, Италии, Канады, Норвегии, Финляндии, Швейцарии, Эстонии и других стран.

Как пишет издание, семейный кодекс сегодня запрещает быть усыновителями лицам, которые состоят в однополом браке, и лицам, которые не состоят в браке, но являются гражданами государства, в котором однополые союзы разрешены.

Напомним, что ранее, еще в 2012 г., запретили усыновление российских детей гражданам США.

Юрист фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Анна Михайлова говорит, что и без нового законопроекта число усыновленных российских детей иностранцами серьезно сократилось:

В 2016 г. иностранцы забрали в свои семьи из российских детских домов 486 сирот, в 2019 году — 240, в 2022 году — 57, а в 2023 г. — всего шесть. Если в 2016–2018 гг. детей активно усыновляли граждане Европы (Италия, Испания, Германия, Франция), Израиля, Аргентины, то в 2023 г. усыновителями были только граждане Италии — пять случаев, и Франции — один случай, — рассказала она.

При этом и в Италии, и во Франции смена пола разрешена, так что после вступления нового закона в силу граждане этих стран больше не смогут усыновить детей из РФ.

Исполнительный директор благотворительной организации «Детские деревни SOS» Николай Слабжанин положительно относится к инициативе правительства, он объясняет:

В последние годы усилилось давление ЛГБТ-сообществ, что вызывает тревогу организаций, защищающих тему детства и родительства. Мы в состоянии сами обеспечить им нормальное, счастливое детство прежде всего в родной, либо в замещающей российской семье, которая разделяет традиционные семейные ценности, — сказал он.

Анна Михайлова добавляет, что в России в принципе чаще принято не усыновлять детей, а брать их под опеку. Например, в 2023 г. 96,1% детей из детских домов были переданы на различные формы опеки, и всего 3,9% — на усыновление.

В нашей стране экономически выгоднее оформить опеку, а не усыновлять, потому что при этом государство платит пособие опекунам и дает выплаты на содержание ребенка, а по достижении совершеннолетия у него есть шанс получить государственное жилье. Всего этого нет при оформлении усыновления. Есть ряд регионов, которые дают выплаты при усыновлении, но не все, — говорит Николай Слабжанин.

При этом Слабжанин напоминает, что в 14 регионах России запущен пилотный проект «0–4», по которому малыши до 4 лет, оставшиеся без попечения родителей, вообще не попадают в интернатное учреждение, а сразу растут в семейных условиях. По его словам, большинство хочет забирать в семьи здоровых маленьких детей. Еще около 60% кандидатов готовы принять ребенка до семи лет без жестких требований к состоянию здоровья.

Напомним, что в 2012 г. в России вступил в силу т.н. «закон Димы Яковлева», который был назван по имени двухлетнего мальчика из России, погибшего в 2008 г. в США: приемный отец оставил его на целый день в машине на солнцепеке. После принятия закона 45 американцев не смогли завершить усыновление российских детей и обратились в ЕСПЧ.