Меню

«Задача школы — не успешная сдача ЕГЭ, а социализация ребенка в обществе»

Иллюстрация: DK.RU

Спрос на частные школы растет, в том числе на фоне укрупнения государственных общеобразовательных учреждений. Родители хотят индивидуального подхода к обучению и контакта с учителем.

DK.RU провел экспертный совет на тему: «Частные школы. Особенности образования и возможности для детей». В рамках дискуссии директора частных школ обсудили, какое место платные образовательные учреждения занимают в системе образования в России, чего ждут современные родители от частных школ и как будет меняться система образования в ближайшие годы.

Участники круглого стола:
  • Людмила Алексеевна Белозерова, заместитель директора по качеству образования ЧОУ СОШ «ИНДРА»
  • Наталья Валерьевна Вишнева, директор НОЧУ ОШ «Чудо-Радуга». (заочный участник дискуссии)
  • Кирилл Леонидович Костромин, директор начальной школы TEZA.SCHOOL
  • Вячеслав Викторович Нагибин, учредитель Детский сад-школа «Согласие»       
  • Наталья Павловна Попова, директор ЧОУ СОШ «Творчество»          
  • Наталья Александровна Риттель, основатель, директор образовательного альянса Rittel School    

Государственная политика

Тема школьного образования — одна из самых дискуссионных. В конце сентября помощник президента Владимир Мединский высказал мнение, что продолжительность образования в российских школах следует сократить, поскольку «11 лет в школе — непозволительная роскошь. Будто мы живем с вами в XIX веке». Мединский предположил, что классическое школьное и вузовское образование в ближайшие годы изменится, будет спрессованным по времени и более специализированным.

В целом в последние десятилетия правительство России взяло курс на укрупнение общеобразовательных школ. Министерства образования различных городов с гордостью открывают школы на 1,5-2 тыс. человек, говоря о том, что современные, просторные, красивые образовательные учреждения — лучшее, что можно сегодня предложить детям. Однако с таким подходом согласны не все. И педагогическое, и родительское сообщества обеспокоены тем, что число первых классов в некоторых школах достигает 20-25-ти, а средняя численность учеников в классе — 35 человек.

В том числе и поэтому растет спрос на альтернативное образование, развиваются семейные школы, дети переходят на домашнее обучение, растет количество частных школ. По данным 2ГИС, в Екатеринбурге в сентябре 2024 г. действовало более 40 частных школ, которые предоставляют общеобразовательные услуги.

При этом участники рынка говорят, что, если раньше частные школы ассоциировались с чем-то элитарным, где дети содержатся в «тепличных условиях», а хорошие оценки ставят просто так, то сегодня мнение о частном образовании меняется. Все больше родителей хотят получить от частных образовательных учреждений не просто комфортное пребывание ребенка в школе, но и качественные знания. В нынешней ситуации порой только частные школы могут обеспечить небольшую наполняемость классов и 100% наличия учителей-предметников.

Учредитель детского сада-школы «Согласие» Вячеслав Нагибин говорит, что растущий спрос на частное образование связан с кризисом школьного образования в целом:

— Тенденция укрупнения муниципальных школ до 1-1,5 тыс. учеников — тупиковый путь развития для системы образования. Как организации они управляются неплохо. Но, когда открывается новая школа на 1,2 тыс. детей и с сотней учителей, там не только дети друг друга не знают, но даже учителя. Частная школа на этом фоне сохраняет камерность, в таких школах дети — команда, и учителя — единая команда.

Школы меняются в силу дефицита кадров. Учителей в ближайшие годы больше не станет, сама система образования изменится. При недостатке кадров государственное школьное образование станет другим, как и детские сады. В группах и классах будет не по 30 детей, а по 100. Но если у нас в классе 100 детей, значит, будет меняться и форма обучения. То есть это будут большие лектории или что-то иное. В итоге будет два образования: массовое и частное.

И в качестве ремарки история. У родителя спрашивают, зачем ваш ребенок учится в школе. Он отвечает: «Ну, как зачем? Чтобы хорошо сдать ЕГЭ». То есть мы пришли к такой системе образования, когда первоклассник садится за парту для того, чтобы через 11 лет успешно сдать ЕГЭ. Количество балов на ЕГЭ не является критерием качества для школ. 

Но задача современного образования — не натаскивать на ЕГЭ. Три главные задачи школы: научить работать с большим количеством информации, научить работать в социуме и научить работать над собой.

Все участники дискуссии согласились, что в укрупнении государственных школ больше недостатков, чем преимуществ.

Директор НОЧУ ОШ «Чудо-Радуга» Наталья Вишнева добавила:

— В огромной школе процесс качественного обучения невозможен. Понятно, что государству это выгодно с финансовой точки зрения, гораздо проще построить школу на 1,5 тыс. мест, чем несколько школ на 500 человек. Большие школы — это государственная политика нашей страны, при этом мнения педагогического и родительского сообщества никто не спрашивает.

Вопрос кадрового голода в образовании можно решать не за счет увеличения самих школ, а за счет повышения зарплат учителей, повышения престижа профессии. Большая школа — не выход.

Мне рассказывают коллеги, что у них школа рассчитана, например, на 1,5 тыс. человек, но они обучают 2,3 тыс. учеников. У педагогов уже нет учительской, потому что ее отдали под класс. Некоторые уроки проходят в актовом зале, в рекреации. Обучение проходит в две смены. Неизбежно страдает и процесс, и результат образования. По этой причине процветают и репетиторство, и центры подготовки к ЕГЭ. В то же время важно помнить, что задача школы — не успешная сдача ЕГЭ, а социализации ребенка в обществе, научить его учиться в самом широком смысле. Чем более гармонично происходит социализация, тем большим арсеналом возможностей человек обладает в будущем. 

При этом директор ЧОУ СОШ «Творчество» Наталья Попова настаивает, что частное образование не противостоит муниципальному и государственному, но дополняет и обогащает его:

— На мой взгляд, спрос на частные школы растет не на фоне укрупнения муниципальных и государственных школ, а в связи с увеличивающимися потребностями общества в разнообразии подходов и организационных условий для освоения образовательных программ детьми. Хорошо, что есть много разных школ, которые могут отвечать разным потребностям общества.

Что касается муниципальных школ, то сегодня они просто поставлены в такие условия, что должны думать о рейтингах, о среднем показателе баллов по ЕГЭ и прочем. Наемный директор выполняет поставленный KPI. Если результаты его работы не удовлетворяют министерство образования, директора просто увольняют.

Заместитель директора по качеству образования ЧОУ СОШ «ИНДРА» Людмила Белозерова добавляет, что все-таки школа должна обеспечивать единство пространства для детей, учителей и родителей:

— Недавно к нам пришел папа второклашки, они отучились год в государственной школе: «Мы к вам пришли, потому что хотим контакта с учителем». У родителей есть потребность спрашивать про то, как прошел день их ребенка, чему он научился, какие трудности испытал. В муниципальной школе на эти вопросы, к сожалению, педагоги не всегда могут ответить в силу своей загруженности. В итоге родители читают общий чат и на этом общение с учителем заканчивается.

Мы в школе знаем в лицо всех родителей, некоторые уже третьего ребенка приводят к нам учиться. Это говорит о том, что наша система ценностей им подходит.

Родители просят вернуть фундаментальное образование

Основатель, директор образовательного альянса Rittel School Наталья Риттель подчеркивает, что одна из главных причин, почему родители предпочитают частные школы государственным — численность детей в классах:

— Отличие частных и муниципальных школ в первую очередь в количестве обучаемых детей. У нас в классах учится до 14 человек, тогда как в стандартном классе в государственной школе — 30 и более. Небольшие классы позволяют в процессе обучения применять методы, которые невозможны в больших группах. Это и предметные погружения, и сингапурская методика обучения, также мы развиваем тьюторские технологии — на 500 детей в нашей школе работает 26 тьюторов.

В целом первый запрос родителей, которые к нам приходят, — маленькие по численности классы. А второй запрос — школа полного дня. Родители хотят утром привести ребенка и вечером забрать со сделанными уроками. На третьем месте среди запросов — наличие английского языка, дети у нас учат его с носителями.

Людмила Белозерова говорит, что в школе «ИНДРА» численность классов не превышает 20 человек, причем такое ограничение по наполняемости характерно для большинства частных школ — родители действительно ценят маленькие классы. Также она добавляет, что все чаще 30-летние мамы и папы, которые приводят детей в первый класс, просят: «Верните нам то образование, которое было у нас, фундаментальное, где ребенок может попробовать себя в любой сфере. Мы хотим стабильности».

Такую тенденцию подтверждает и Наталья Попова:

— Главное, чего хотят родители, — качественное образование для ребенка. Хорошее образование возможно только в системе определенных требований.

Второй запрос — формирование коммуникативных навыков. Ученики и выпускники частных школ в большинстве своем отличаются хорошо сформированными навыками коммуникации. Они умеют договариваться, выражать свое настроение, формулировать потребности, и, я думаю, они умеют это делать еще и потому, что их слушают и слышат. В школе, где учится 1500 человек, учителя не в состоянии слушать и слышать каждого ребенка.

Директор начальной школы TEZA.SCHOOL Кирилл Костромин в прошлом был директором муниципальной сельской школы. Он рассказывает, что переход в частную школу показал, насколько разными могут быть образовательные учреждения:

— Частные школы, в первую очередь, отличает качество материально-технической базы, которая открывает больше возможностей для обучения детей. Еще один фактор — педагоги, которые имеют тесную взаимосвязь с учениками, это очень важно для образовательного процесса. Из школы, где у ученика есть возможность комфортно общаться со сверстниками и учителями, ребенок выходит более социально подготовленным.

Качественное образование априори важно для родителей. У частных школ есть возможность уделять внимание развитию компетенций ребенка, развитию социальных навыков. Учителя в частных школах имеют возможность общаться с каждым учеником, ориентируются на их потребности, знают, если у кого-то из учеников возникают сложности с предметом, и могут ему помочь.

Выбирая частную школу, родители выбирают комфорт. Одному требуется сдать ребенка утром в школу и забрать вечером после работы. Второму — чтобы с ребенком индивидуально занимались по ряду предметов.

При этом в государственной школе огромное количество прекрасных педагогов-профессионалов, попасть к которым — настоящая удача.

Будущее — за индивидуальным подходом в обучении

Вячеслав Нагибин объясняет, что структура традиционной школы такова, что в ней не возникают тесные социальные связи между учениками, образовательный процесс — индивидуальный.

— Во взрослой жизни друзья по школе, как правило, исключение, а выпускники «Согласия» до сих пор дружат, они бизнесы совместные открывают. Частная школа учит социализироваться. У нашей школы на протяжении долгого времени слоган: «Пусть ваш ребенок будет счастлив». В этом и есть отличие частной школы от государственной.

Частные школы, в отличие от муниципальных, собирают обратную связь от родителей и работают с возражениями и предложениями. Родители ценят возможность взаимодействия со школой и наличие обратной связи. 

И, конечно, запрос на качественное образование был всегда.

Мнение, что в частной школе учиться проще — миф.  Главный контролер у нас — родитель, который хочет, чтобы его ребенок получил качественные знания. 

В школе, где в классе 40 человек, ученик может отсидеться, его просто не успеют спросить, а в классе с 12 учениками каждый день спрашивают каждого. Дети приучаются работать, они умеют учиться. Так что для наших детей дальнейшая учеба в лицеях и вузах не является сложностью.

Сегодня «Согласие» — только начальная школа. Для нас показатель качества — это число детей, которые поступают в Гимназию №9, в «Менталитет», в Школу №10 и так далее. 

Наталья Вишнева для удобства классификации предложила разделить частные школы на две категории:

— Первая — условно, камера хранения, куда утром ребенка отвел и забыл до вечера. Он там в тепле, в комфорте, сытый, уроки сделаны. Есть целая категория родителей, которые хотят от школы в первую очередь качественных условий. Вторая категория родителей хочет не просто комфортных условий для ребёнка, запрос смещается на качественное образование.

В частной школе ребенок получает больше возможностей сочетать подготовку к ЕГЭ и качественную подачу знаний по другим предметам. Кроме того, ученику можно обеспечить выбор, какие предметы ему интересно изучать углубленно.

Кирилл Костромин также уверен, что будущее качественного школьного образования за индивидуальным подходом. С ним согласна Людмила Белозерова, по ее мнению, такая возможность есть у частных школ: каждый ребенок может составить образовательный план исходя из интересов: будь то биохимия, ИТ или техническое направление. Например, с 9 класса в школе «ИНДРА» дети могут углубленно изучать те предметы, которые им интересны.

— Чтобы хорошо сдать ЕГЭ, нужно обладать сильными личностными качествами, — добавляет Наталья Попова. — Экзамен — это стресс. Наша задача как школы помочь ребенку этот стресс пережить, научить его преодолевать трудности. Когда наш ученик подходит к итоговой аттестации, у него уже есть набор знаний и личных качеств, которые помогают справиться со стрессом. Это и развитая мотивация, и ответственность, и воля. Подготовка к сдаче ОГЭ и ЕГЭ состоит не в натаскивании, а в том, чтобы помочь ребенку упаковать свои знания в формат экзамена.

Наталья Риттель добавляет, что в любой школе есть академическая часть, однако успех личности зависит не только от знаний формул математики или физики, но и от личностных качеств:

— Если ребенок дружит с тайм-менеджментом, у него развито чувство ответственности, если он знает, как разложить цель на задачи, — у него появляется основа успешности в жизни. И уже к этому добавляются конкретные знания и умения. Вспомните, как много отличников потом не может найти себя в жизни, потому что им не хватает личностных качеств.  Мы очень много внимания уделяем развитию этих качеств. Кстати, одна из последних образовательных программ, которую мы разработали для учеников, — развитие предпринимательского мышления.

Образование — это инвестиция

Ценовая политика частных школ в Екатеринбурге значительно отличается. Благодаря среднему чеку школы, в том числе, могут регулировать целевую аудиторию: контингент родителей и учеников. Если поднять цены, придут одни люди, если опустить — совсем другие. В среднем стоимость обучения в частной школе варьируется от 20 до 60 тыс. руб. в месяц.

Людмила Белозерова уточнила, что в школе «ИНДРА» обучение стоит 198 тыс. в год, или примерно 16,5 тыс. в месяц. На второго и последующих детей школа предоставляет скидку, для детей педагогов есть скидка в размере 90%:

— У нас полная школа с 1 по 11 класс, есть и дошкольные группы: к нам приводят детей в два года, и мы выпускаем их в 18 лет. В садике родители со средней группы знают будущего учителя, дети с ним занимаются, так что стресса от перехода в первый класс ни у кого нет. Примерно 75% родителей детей подготовительной группы принимают решение продолжить обучение в «ИНДРЕ».

Чаще всего мы набираем детей именно с первого класса, но в прошлом году у нас был большой поток детей 6-7 классов. Родители переводили детей из муниципальных школ со словами: «У нас в школе нет русского языка, потому что нет преподавателя. У нас нет физики». То есть в школах просто нет учителей. Таких случаев становится все больше.

В школе «Творчество» обучение в год стоит порядка 220 тыс. руб., в месяц получается около 24 тыс. руб., уточняет Наталья Попова:

— У нас некоммерческая организация, школа не получает прибыль, все доходы, получаемые школой, направляются на образовательные цели. Прием в школу всегда ведут директор и психолог. Психолог беседует с ребенком, а директор — с родителями. Очень важно, чтобы ценности школы и ценности семьи совпадали. Если мы расходимся в представлении о ценностях, работать вместе нам будет трудно. Когда ценности совпадают, можно достигать высоких образовательных результатов и получать от этого удовольствие.

У детей и родителей должен быть выбор, как и в какой школе они хотят учиться. У детей должна быть свобода при выборе предметов. У родителей выбор уже есть, и он будет расширяться: муниципальная школа, частная, семейное образование и прочее. Чем больше альтернатив классическому образованию, чем больше в городе частных школ — тем лучше. А вот единообразие — это признак деградации.

Наталья Вишнева объясняет, что образование — не супердоходная сфера деятельности, школе заработать себе на новое здание практически невозможно:

— Максимум, что мы можем обеспечить своими силами без инвестора, — это комфортные условия для учеников и нормальный уровень зарплаты учителей. Стоимость обучения в школе «Чудо-радуга» стоит порядка 32 тыс. в месяц, в год выходит около 340 тыс. руб. У нас только начальная школа, поток желающих учиться большой, традиционно конкурс — три человека на место. Наполняемость классов — до 20 человек, а, например, обучение английскому языку проходит по подгруппам, где не более 10 человек.

Год обучения в TEZA.SCHOOL обойдется примерно в 400 тыс. руб. Каждый год при переходе из класса в класс действует система скидок, говорит Кирилл Костромин. Сегодня частные школы находятся в рыночной системе, она благоприятна для развития, уверен эксперт.

Минимальная стоимость обучения в Rittel School — 480 тыс. руб., максимальная — 670 тыс. руб., рассказывает Наталья Риттель:

— При этом у нас все включено: питание, образовательная и развлекательная программы, кружки, выезды, экскурсии, подарки и прочее. Основная целевая аудитория школы — дети предпринимателей.

Часто к нам приводят детей перед первым классом знакомиться, потом родители принимают решение все-таки пойти в муниципальную школу, потому что они ведь сами как-то ходили в обычную школу, значит, и ребенок сможет. А потом эти же родители приходят через год и просят взять ребенка во второй класс за любые деньги. Но, во-первых, чаще всего просто мест нет. А во-вторых, за год ребенок уже потерял мотивацию, получил негативный опыт, привить вновь любовь к учебе будет сложнее.

Одна из ярких тенденции последних лет — рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Детям с нарушениями развития по ряду причин требуются индивидуальный подход, дефектолог, логопед, а в муниципальных школах найти таких специалистов непросто. Частная школа может обеспечить правильный инклюзивный подход, когда по ряду предметов идет индивидуальное образование, а такие предметы, как музыка, физкультура, проходят в объединенных группах с обычными детьми. Запрос на коррекционные классы и школы большой, мы планируем двигаться в этом направлении.

Вячеслав Нагибин уверен, что родители должны подходить к теме образования детей как к инвестиции. Что же касается стоимости обучения, то оно складывается в том числе из стоимости аренды помещений. При этом родители должны понимать, что ясельное и школьное образование дороже вузовского, потому что затрат необходимо больше:

— На мой взгляд, сфера образования неотделима от экономики. Как только мы убираем экономику из образования, получаем катастрофические последствия. Все должны считать деньги. В одном из филиалов арендная плата у нас составляет порядка 900 тыс. руб. в месяц.  Еще за одно здание мы платим порядка тех же 900 тыс. налога в год. Конечно, все эти расходы сказываются на формировании средней стоимости обучения.

Также все участники дискуссии отметили, что сегодня государство слабо заинтересовано в развитии частных школ: получить лицензию и аккредитацию очень сложно, в Екатеринбурге только 10-12 таких школ, все остальные оказывают «дополнительные услуги в сфере образования».

При этом о роли лицензирования и аккредитации в качестве образовательной программы можно долго дискутировать, отметили спикеры. Скорее, государство выдвигает требования к технической части, например частным школам запрещено работать на первых этажах жилых домов или в пристроенных помещениях, образовательное учреждение может располагаться только в отдельно стоящем здании. Этот пункт является для многих участников рынка стоп-фактором для дальнейшего развития, поскольку найти отдельно стоящее здание, а тем более приобрести его в собственность, без помощи инвестора практически невозможно.

В то же время участники круглого стола согласились, что нынешняя политика «невмешательства» в развитие частных школ гораздо лучше политики «тотального контроля».