Меню

ЦБ заявил о значительных дисбалансах в российской экономике из-за льготного кредитования

Иллюстрация: freepik.com

Льготные кредиты для граждан и бизнеса оказывают больший эффект на экономику, чем прямые бюджетные расходы. В итоге повышение ключевой ставки оказывается не таким эффективным, как планирует ЦБ РФ.

Экономические дисбалансы, связанные с льготным кредитованием, в экономике РФ оказались сильнее, чем можно было бы предполагать, исходя из статистических данных, пишет «Коммерсант» со ссылкой на отчет ЦБ. Объем кредитов, выданных по сниженным ставкам, приблизился к 8% ВВП, сказано в документе.

По данным регулятора, большой объем льготных кредитов препятствует охлаждению кредитования — ключевая ставка действует лишь на часть заемщиков, поэтому требуется сильнее повышать ее, чтобы повлиять на кредитование, спрос и инфляцию.

Как показала статистика, льготные кредиты оказывают больший эффект на экономику, чем прямые бюджетные расходы (так как позволяют привлекать большие объемы средств).

Зачастую возникает «эффект замещения», когда заемщики, готовые привлекать кредиты на рыночных условиях, вместо этого пользуются льготными займами. Как итог — снижение ставки для одних групп заемщиков сопровождается ее повышением для остальных.

Эффект дисбаланса ЦБ иллюстрирует программой безадресной льготной ипотеки. К моменту завершения программы на такие займы приходилась большая часть портфеля всех льготных кредитов — 9 трлн руб. из 14 трлн руб. Еще 5 трлн руб. были направлены на кредиты субъектам МСП, АПК и прочие корпоративные кредиты. В общем портфеле доля субсидируемых займов в конце 2023 г. превышала 15%.

На 1 июля 2024 г. доля кредитов по ставке менее 5% годовых составляла 21,3%, по ставке 5–10% — 28,5%, по ставке 10–15% годовых — 15,7%, по ставке 15–20%— 28,3%, по более высоким — лишь около 6%. Притом что ставка ЦБ на тот момент составляла 16%.

Напомним, что программа льготной ипотеки на строящееся жилье завершилась 1 июля 2024 г. Семейная ипотека продлена до 2030 г. Число сделок после отмены льготной ипотеки сократилось вдвое, в ряде городов — на 60-70%.

Регулятор добавил, что льготные программы для бизнеса и АПК оказались намного эффективнее, чем льготные программы на рынке недвижимости. Вместе с тем ЦБ настаивает, что субсидируемые кредиты должны быть краткосрочными.

Такой инструмент эффективен лишь в течение ограниченного времени и только для краткосрочных кредитов — иначе совокупные затраты на субсидирование таких кредитов могут оказаться сопоставимы с суммой займов, — отмечают в ЦБ.

Как рассказывал DK.RU, власти хотят значительно сократить бюджетные расходы на поддержку малого и среднего предпринимательства в ближайшие шесть лет. До 2030 г. на эти цели планируется направить 330 млрд руб. — что на 21% меньше, чем в предыдущую шестилетку (2019–2024 гг.)

Сейчас для МСП действуют две программы льготного кредитования. Самая популярная — программа «1764» — субсидия банкам рассчитывается как ключевая ставка, уменьшенная на 8,75% для малых и на 7,75% для средних предприятий. Предполагается, что именно эта программа подлежит секвестированию.

Напомним, что в сентябре ЦБ поднял ключевую ставку до 19% годовых. Регулятор отмечал, что рост внутреннего спроса все еще значительно опережает возможности расширения предложения товаров и услуг. «Баланс рисков для инфляции существенно смещен в сторону проинфляционных». При этом не исключено, что на ближайших заседаниях 25 октября и 20 декабря ставка вновь может быть поднята.