Меню

Как индустриальные парки могут помочь в условиях кадрового голода

Иллюстрация: Предоставлено УК «ПРО-БИЗНЕС-ПАРК»

Малый и средний бизнес проигрывают промышленным гигантам «войну кошельков» в конкуренции за трудовые ресурсы. Чтобы выжить в такой ситуации, нужны другие методы.

Причины нехватки кадров в большинстве отраслей схожи: это и демографическая яма 1990-х; и отток мигрантов — во-первых, из-за ужесточения законодательства, а, во-вторых, падение курса рубля сделало работу в России менее привлекательной; и рост самозанятых; и отток работоспособного населения на СВО. Усугубляет проблему огромная текучесть кадров.

В дефиците водители и инженеры

В 2023 г. на Урале наиболее высокий спрос на персонал зафиксирован в производстве, строительстве и розничной торговле. Количество вакансий для квалифицированных рабочих, инженерно-технических работников, мастеров цехов и участков за год выросло на 74%. Самые дефицитные позиции на рынке труда — водители грузовых автомобилей, машинисты спецтранспорта, разнорабочие и инженеры. Свердловским предприятиям ОПК и машиностроения не хватает 9000 человек

Уровень безработицы в России достиг рекордно низкого уровня (2,4%), а показатель по Свердловской области даже ниже общероссийского — 1,8%. А это значит, что в регионе еще сложнее найти сотрудников, что вынуждает работодателей более активно конкурировать за кадры. Главным действующим лицом рынка труда стал не работодатель, а соискатель.

«Голодает» вся технологическая цепочка

Если взять конкретную ситуацию по Свердловской области, то ситуация неутешительна — в регионе, где основу промышленного потенциала составляют металлообработка и машиностроение, спрос на токарей превышает предложение в 42 раза, на инженеров — в 18 раз, на слесарей-ремонтников — в 10 раз.

Острый дефицит наблюдается также по таким специальностям, как карьерные рабочие, водители самосвалов и горные мастера. Таким образом, кадровый голод прослеживается по всей технологической цепочке — от горной добычи до машиностроения. Не лучше ситуация и у малого и среднего бизнеса, который заведомо проигрывает индустриальным гигантам войну кошельков.

Работодатели Свердловской области традиционно привлекают на работу жителей из других территорий. Например, на предприятиях Березовского много сотрудников из соседнего Режа, в Дегтярске — из Ревды и Первоуральска. Есть вахтовики, которые приезжают на длительный период. Но есть очевидный недостаток — в среднем такие сотрудники задерживаются только на три-шесть месяцев. Вместе с тем, большой поток вахтовиков из Свердловской области едет на заработки в другие регионы.

Причем, если раньше таким способом трудоустраивались на севере, то сейчас появились другие центры притяжения — предприятия Московской, Ленинградской и Тульской областей испытывают даже более сильный кадровый голод и ведут активный рекрутинг готовых работать вахтовым методом по всей стране, в том числе и на Урале. Медиана предлагаемой зарплаты в Центральном федеральном округе составляет 80 тыс. руб., в Москве — 100 тыс., в Московской области — 79,7 тыс. При этом в среднем по России этот показатель ниже — 69,9 тыс. руб., а в Свердловской области на начало 2024 г. медиана предлагаемой зарплаты составляла 59,2 тыс. руб.

Высокие зарплаты уже не спасают

Для предприятий малого и среднего бизнеса выходом из ситуации могут стать партнерские связи в рамках особых экономических зон или индустриальных парков. Конечно, и там все имеющиеся проблемы ощущаются, но у тех же индустриальных парков есть инструменты, позволяющие наиболее эффективно использовать современные методы поиска и удержания кадров. Они уступают промышленным гигантам в масштабах производства, но зато обладают большей гибкостью, могут быстрее реагировать на новые вызовы.

Преимущество индустриальных парков состоит в том, что в них формируется комьюнити предприятий, которые могут решать многие вопросы совместно.

Алексей Фалько, коммерческий директор УК «ПРО-БИЗНЕС-ПАРК»: 

— Два года назад импортозамещение перестало быть модным словом, превратившись в жизненно необходимые стране процессы. Сотни производственников ввязались в этот марафон, в ходе которого расширили линейку продукции или вовсе переквалифицировались. Проблема в том, что занятые непосредственно делом предприниматели не успевают рассказывать о своих новых возможностях и продуктах. И часто не знают не то что ресурсы области, но и чем занимаются теперь партнеры или соседи за стенкой. На наших глазах происходили такие открытия-знакомства резидентов ПРО-БИЗНЕС-ПАРКА, когда выяснялось, что сырье или комплектующие больше не нужно везти через всю страну. Их можно доставить из соседнего здания и сократить расходы на логистику, лишний персонал и временные затраты. Это было очень показательно.

Небольшим предприятиям, особенно тем, которые только создаются или были созданы недавно, лучше выходить на рынок труда не самостоятельно, а с помощью индустриального парка. Это позволит использовать узнаваемость бренда и накопленный опыт парка в поиске персонала, а также определить наиболее эффективные инструменты для привлечения сотрудников.

Сегодня среди молодых людей не так много желающих работать в промышленности, и, как правило, внимание студентов оттягивают заводы-гиганты — малым предприятиям конкурировать с ними тяжело. Но если такой производственник приходит в индустриальный парк, ситуация меняется кардинально. У индустриальных парков и ОЭЗ больше ресурсов, они могут, например, организовать и провести экскурсии для студентов или запустить целый проект, который поможет резидентам выстроить коммуникацию с молодежью. Например сейчас УК «ПРО-БИЗНЕС-ПАРК» реализует проект «Промышленные миры»: он позволяет студентам выбрать сразу несколько интересных им производств и посетить их.

Денис Ремезов, генеральный директор УК «ПРО-БИЗНЕС-ПАРК», о проекте «Промышленные миры»:

В противовес стереотипу современности — «если не возьмут в блогеры, пойду на завод», мы как индустриальный парк хотим показать молодежи, что уральская промышленность — это престижно, интересно и финансово перспективно. Мне кажется, что не все собственники производственных компаний, в особенности МСП, в полной мере осознают ценность студенческого ресурса, благодаря которому наша промышленность выйдет на новый уровень. Цель нашего проекта — подружить студентов и промышленников, а главное — дать им возможность увидеть потенциал друг в друге.

Реклама. ООО «УК «ПРО-БИЗНЕС-ПАРК» ИНН 6671382743 erid:LjN8Jve23