Меню

Нелегалов в отрасли 40%. Минтранс запретит работу в такси гражданам без трудоустройства

Иллюстрация: freepik.com

В закон «О такси» внесут поправки, которые вернут рабочий день по часам, выходные и социальные гарантии для водителей. Участники рынка говорят, что такие изменения хороши, но приведут к росту цен.

Минтранс в рамках доработки законопроекта «О такси» предлагает внести поправки в КоАП. Как пишут «Известия», службы аренды такси и таксопарки, то есть перевозчики и работодатели, должны будут заключать трудовые договоры с водителями.

Как отмечают в ведомстве, сейчас большинство служб аренды автомобилей такси и таксопарки трудоустраивают водителей в качестве самозанятых. Заместитель председателя комитета Госдумы по контролю Дмитрий Гусев полагает, что оформление самозанятыми подменяет трудовые отношения хозяйствующими и лишает водителей ряда законных прав. Гусев добавил, что корректировки закона № 580 позволят оптимизировать работу такси, вернут рабочий день по часам, выходные и социальные гарантии:

По результатам года работы закона «О такси» мы обсуждали проблему трудовых прав водителей на расширенном межфракционном заседании. Работодатели научились скрывать трудовые отношения. 4 октября Госдума подготовила предложения по коррекции закона, которые направлены ведомствам и заинтересованным сторонам, — сказал депутат.

Руководитель и инвестор таксопарка ООО «Шоколад» Спартак Заболоцкий подтверждает, что во многих таксопарках водители работают на арендованных автомобилях и большинство шоферов оформлены самозанятыми:

Для работодателей это выгодно из-за облегчения налоговой отчетности и простоты разрешения споров с водителями. Оформление самозанятым позволяет легко разорвать отношения с «забаненым» агрегаторами таксистом, — объясняет он.

Участники рынка отмечают, что у таксистов есть две модели работы: на собственном авто и на арендованном.

Водитель-арендатор сначала должен отбить платежи за автомобиль, отдать деньги посредникам за путевые листы с отметками о прохождении медосмотра и техосмотра, комиссию агрегатору и только потом что-то заработать для себя. Отсюда переработки, нарушения режима труда и отдыха, смены по 12 часов, засыпающие за рулем водители и дорожно-транспортные происшествия, — рассказал президент Объединения самозанятых России (ОСР) Игорь Жмакин.

При этом таксопарки берут иностранных водителей даже со строительными патентами:

Нелегальных мигрантов в отрасли до 40%. По действующему законодательству работать легально могут граждане стран, где русский язык — государственный, а это выходцы из Киргизии, Казахстана и Белоруссии, — говорит председатель межрегионального профсоюза «Таксист» Андрей Попков.

Представитель агрегатора такси «Максим» говорит, что с введением трудовых соглашений нелегальная рабочая сила будет покидать таксопарки, а службам аренды придется адаптироваться или прекратить деятельность.

Классическому таксопарку с трудоустроенными водителями для рентабельной работы нужен тариф от 70 руб. за 1 км и выше. А по информации Росстата, средняя цена сейчас составляет 40 руб. Стоимость поездок для соответствия изложенным требованиям Минтранса и Госдумы к перевозчикам должна быть минимум в два раза больше, чем сейчас, — отметил представитель агрегатора.

Напомним, что ранее директор по корпоративным отношениям и связям с органами государственной власти «Яндекс Такси» Антон Петраков рассказывал, что к концу 2024 г. в России будет не хватать около 130 тыс. водителей такси.

Дефицит кадров, по словам представителя «Яндекс Такси», растет из-за ужесточения миграционной политики, а также регулирования деятельности такси. В итоге водители предпочитают работать в других сферах с сопоставимыми доходами. Чтобы восстановить приток водителей в сферу такси, компания обсуждает с регуляторами экспериментальный правовой режим, который позволит оцифровать и упростить часть требований.