Архитектор высказался на тему мест общего пользования в ЖК: пруды, лапомойки, sky-лобби, рецепция и прочие «подарки» девелоперов. Насколько это жизнеспособно, ведь за это надо платить?
Мы много говорим о том, что девелоперы сделали большой шаг в сторону продумывания сценариев жизни будущих жителей многоэтажек. Современные жилые комплексы проектируются так, чтобы человек утром ходил в халате и тапочках за кофе, потом работал, лечился, учился и отдыхал, также не выходя за пределы ЖК.
А что думают об этом архитекторы, как они осмысляют задачу улучшения качества жизни, над которой бьется каждый девелопер? На полях форума 100+ TechnoBuild они обсудили проектирование городских жилых пространств, поделились идеями — как угодить «жадным застройщикам», чтобы и самим было не стыдно, и люди радовались.
Было высказано много разных решений по инсоляции, вписыванию многоэтажек в исторический и природный ландшафты и так далее. Но вот относительно МОПов (мест общего пользования) архитекторы отметили, что здесь они в каком-то смысле бессильны: все, что сейчас делается, проверку временем пока не прошло. Непонятно, готовы ли люди скидываться на сотрудника ресепшен, обслуживание парка или бассейна, которые проектируются в современных ЖК.
«Объективно это работает для всего — коворкингов, коливингов, комьюнити-центров, фонтанов, красивых парков. В какой-то момент это все неизбежно амортизируется, возникает потребность менять оборудование. И тут встает вопрос — кто за это будет платить. Если в этой истории нет хозяина, начинаются скандалы на тему — почему я должен платить на 1000 руб. больше. Они свойственны даже обеспеченным комьюнити и проходят не менее интенсивно, чем в экономе», — поделился своими наблюдениями президент Гильдии строителей Урала Вячеслав Трапезников, модератор беседы.
«Решение есть, — отметили в зале, — не заселяться в дом с фонтаном и архитектурной подсветкой, потому что дорого».
Как не попасться на наживку продажников: какие дополнительные функции ЖК нужны, а какие — нет, а также про особенности проектирования жилых городских пространств, в материале DK.RU по мотивам выступления Алексея Зародова, партнера архитектурного бюро Syntaxis.
Мы видим взрывной темп застраивания городов благодаря тому, что появились компании, которые могут это реализовать. И если есть люди-визионеры в правительстве, здорово, что они начинают осмыслять, куда движется город.
Работая с жилой средой, мы понимаем, что в России уже сформировался конкретный запрос у клиентов, который транслируется через девелоперов, на продукт, который хочется видеть, и компоненты, из которых он должен состоять.
Город уплотняется. Когда ты усаживаешь 100 тыс. кв. м в здание высотой 100 м, получается, что люди из окна этого здания уже не могут видеть птичек, небо и зелень, лес, реку и прочее. Это данность, и с этим мы ничего сделать не можем.
Но ведь у уплотнения может быть не только отрицательный эффект. Оно решает многие задачи. Мы являемся наследниками советской системы дифференциации городских пространств на промышленные и спальные районы. В старых спальных районах сформировались некие анклавы с ограниченной инфраструктурой. Общий тренд всех городов — сделать их интереснее.
Сегодня городская многоэтажка — это не только место для жизни. Есть запрос на общественную функцию жилых пространств, чтобы люди могли в тапочках и халатах спуститься вниз купить кофе. Да, мы понимаем, что в крайней форме это — инструмент маркетинга. Но у архитектуры нет естественно-научного подхода. Это значит, что все, что сейчас считается трендом, что сейчас продается, пока не прошло испытания жизнью.
Мы слышим от девелопера такие запросы: давайте лапомойку, бильярдный стол и прочее. А потом, когда официальная часть заканчивается, мы говорим о другом — о том, что делаем рецепцию, но человека за ней никогда не будет — люди просто не скинутся на этого человека.
Эти сложные пространства, которые проектируются в погоне за продажами и красивыми решениями, не прошли испытание — как дальше они будут существовать, непонятно. Но есть запрос, и мы это делаем.
Рассматривать сейчас современное жилое пространство без какого-то наполнения дополнительными функциями практически невозможно, мы не можем от этого отказаться, но стараемся сделать так, чтобы это пространство жило и после продажи.
На мой взгляд, самое интересное в нашей профессии — узнать, как живет то, что ты спроектировал, через несколько лет после заселения.
Я с удовольствием наблюдаю за некоторой аналитикой девелоперов. У них есть ресурсы, чтобы консолидировать эту информацию. А мы, архитекторы, часто не видим общие тренды, а хотелось бы видеть, как время испытывает эти пространства, — что отваливается, что остается, что можно улучшать, а что теряет актуальность. Например почтовые ящики — сейчас повестку можно и на Госуслугах получить, то есть они как бы не нужны.
Существует запрос на распределенные места общего пользования. То есть проектировать их не только на входной группе, но и на крыше, например. Если есть функция, которая будет за этим следить или люди готовы это оплачивать, то это будет жить и это будет классно.
Когда я был в Копенгагене в гостях у местных жителей, обратил внимание, что у них есть кондоминиумы с небольшими 200-летними ангарами, где они хранят лодки. Они переданы в управление жильцам. В этих пространствах появились коворкинги, бары и даже сауна. Так жизнь человека выходит за рамки своего жилья.
Еще интересная тема — домашние животные. Я сам являюсь пользователем собаки. Для меня не последняя тема, как она писает и какает на газоны, и если в условиях ЖК есть возможность идти это делать не за два километра, то это было бы круто. Вопрос с лапомойками — нужны они или нет — до сих пор открыт. Некоторые там велосипеды моют, так что вроде бы полезно.
На одном из трендов мы, кстати, вырастили компанию: мы делали ЖК премиального уровня с отделкой white box. Она очень популярна, потому что помогает отрегулировать конфликты в ремонте.
Из неудачного: мы предложили велосипеды крепить к стенам и получили много комментариев, что с них грязь по стенам течет. Повторюсь, в процессе поиска полезных решений естественно-научного подхода нет. Мы предлагаем, смотрим, как это работает, и готовы исправляться.
Читайте также на DK.RU: Как уральские девелоперы меняют наполнение своих проектов в ответ на новые сценарии жизни.