Ведомство станет регулировать долгосрочные тарифы в аэропортах. Инвесторам придется планировать новые сооружения и терминалы по примеру уже действующих.
Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) планирует скорректировать регулирование долгосрочных тарифов (от трех и более лет) в аэропортах, пишут «Ведомости» со ссылкой на информированные источники.
Речь идет о том, чтобы траты на новые аэропортовые сооружения не превышали одобренные ранее. То есть сначала проект согласовывается с правительственной комиссией по транспорту, и если инвестор позже решит возвести терминал с увеличенной пропускной способностью либо инвестиции в него превышают запланированные, то эти превышающие затраты будут убраны из расчета долгосрочных тарифов аэропорта.
Ведомство предлагает рассчитывать нормативную прибыль и затраты инвестора, которые нужно заложить в долгосрочный тариф, исходя из стоимости подобного аэропортового проекта, который уже был одобрен правкомиссией (с поправкой на инфляцию), уточняет издание.
Таким образом, затраты, понесенные инвестором сверх утвержденных ранее правкомиссией, не станут учитываться в стоимости билетов и они не будут расти бесконтрольно, предполагает ведомство.
Ранее власти задумались над тем, как повысить собираемость средств с авиакомпаний на модернизацию небольших аэропортов. Так, ФАС утвердила повышение ставок за аэронавигацию для российских перевозчиков на 37% в России и на 100% — на международных рейсах. Дополнительные сборы предполагается направить на ремонт инфраструктуры: согласно планам, до 2030 г. необходимо отремонтировать 50 аэродромов, на что ежегодно потребуется около 12 млрд руб.
Перевозчики посчитали, что такое повышение сборов неизбежно скажется на цене авиабилетов и ухудшит позиции отечественных авиакомпаний относительно иностранных. Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) направила в Минтранс письмо с просьбой скорректировать планы по повышению этих сборов, писал DK.RU.
Кроме того, до конца 2024 г. депутаты Госдумы хотят ввести ограничение верхней границы цен на авиабилеты. Утверждалось, что регулирование может осуществляться аналогично с ОАО РЖД, где цены в плацкартных и общих вагонах регулируются ФАС.
Сейчас в авиаотрасли в России действует принцип динамического ценообразования, кроме рейсов, субсидируемых правительством. Попытки искусственно ограничивать потолок цен на авиабилетах носят популистский характер и малореализуемы, уверен председатель Общероссийского объединения пассажиров (ООП) Илья Зотов.
Динамическое ценообразование позволяет продавать билеты без ограничения верхней планки стоимости за счет наличия платежеспособного спроса. Директивное ценовое регулирование не работает ни в такси, ни в авиаперевозках. Хотя проработка некоторого ограничения динамики предельной цены билета все же имеет смысл: Чтобы билет со средней стоимостью в 5–7 тыс. руб. не дорожал в пределе в пять-десять раз, — сказал он (цитата по «Ъ»).
Ранее авиаперевозчики объясняли рост стоимости билетов повышением расходов в 2023 г. Во-первых, выросли ставки на услуги аэропортов на 46%, стоимость авиатоплива выросла в цене на 54%, запчасти и агрегаты стали дороже в среднем на 56%. В 2024 г. динамика сохраняется.