Меню

Антон Силуанов: единой валюты БРИКС не будет

Иллюстрация: Фотобанк Росконгресса

Поскольку у многих стран-участников объединения есть собственные цифровые валюты, создавать еще одну нет необходимости. Но нужна альтернативная расчетно-платежная система.

Министр финансов РФ Антон Силуанов в интервью телеканалу RT Arabic пояснил позицию России по вопросу создания единой цифровой валюты БРИКС. «Мы не рассматриваем сейчас какой-либо единой валюты», — сказал он (цитату приводит РИА Новости).

Чиновник при этом считает, что объединению необходима совместная платежная система, в которой страны могли бы использовать собственные цифровые активы.

Мы говорим о создании альтернативной финансовой расчетно-платежной системы, где бы использовались национальные валюты, где бы использовались цифровые финансовые активы и цифровые валюты стран нашего объединения. Кстати, многие центральные банки уже выпускают свои собственные цифровые валюты. Но вопрос стыковки, вопрос расчетов — это как раз наша задача, — пояснил Силуанов.

О том, что страны-участники БРИКС решили учредить единую цифровую валюту, стало известно в июле 2024 г. Такое предложение было продиктовано ростом экономики стран БРИКС: по мере расширения блока доля БРИКС в мировом ВВП по паритету покупательной способности по итогам 2023 г. достигла рекордных 35,7%. За год она выросла на 0,6%, а с момента создания объединения в 2006 г. его удельный вес в мировом ВВП вырос на 10,2%.

При этом удельный вес экономик «Большой семерки», куда входят США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Канада и Италия, падает — сейчас он оценивается в 29% мирового ВВП.

Несмотря на снятие вопроса о единой валюте, власти и законодатели продолжают думать о том, какой могла бы быть единая биржа БРИКС. Подробности в конце сентября рассказал зампред Госдумы Александр Бабаков.

Он назвал будущую структуру «собственным аналогом Международного валютного фонда», добавив, что единая биржа БРИКС могла бы стать залогом экономического суверенитета и независимости стран-участниц объединения. Тем более что в настоящее время процесс торговли между странами сильно осложнен — транзакции зачастую приходится проводить через третьи страны и биржи, что приводит к удорожанию сделок и увеличению времени поставок. Единая биржа обеспечит прямой доступ к рынкам БРИКС и позволит исключить посредников, уверен Бабаков.

По его словам, это особенно важно для стратегически значимых товаров, таких как энергоносители, металлы и сельскохозяйственная продукция, на которые приходится значительная доля торговли.

Бабаков предложил создать на базе биржи БРИКС специальный клиринговый центр, который будет координировать расчеты между участниками и обеспечивать взаимозачет обязательств.

Еще одним аргументом, который неоднократно приводился в разговорах о единой бирже БРИКС, стало стремление России и других участников объединения уйти от мировой гегемонии доллара США.

Межгосударственное объединение БРИКС на данный момент включает 10 государств. Известно, что заявки на вступление подали еще 22 страны, включая Бангладеш, Венесуэлу, Эфиопию, Алжир и др. В 2024 г. в объединении председательствует Россия. Недавно о своем желании стать членами БРИКС заявили Турция и Буркина-Фасо.

Как рассказывал DK.RU, в 2024 г. Россия председательствует в БРИКС. Президент РФ Владимир Путин ранее отмечал, что для стран Глобального Юга и Востока БРИКС — привлекательная площадка, где «их голос может быть услышан», поэтому «одна из основных целей российского председательства — органичная интеграция новых участников в объединение».