Дефицит складов, сложившийся в России, тормозит логистику и повышает цены на потребительские товары. Несмотря на то, что в 2024 г. будет введено 5,8 млн кв. м новых складов, этого недостаточно.
Доля свободных складских площадей в России опустилась ниже 1%, передают Известия со ссылкой на участников рынка. На фоне дефицита предложения растет средневзвешенная ставка аренды. Так, по данным NF Group, в регионах за девять месяцев 2024 г. аренда складов класса А (один из самых высоких классов) увеличилась на 37%, до 9,15 тыс. руб. за 1 кв. м. В Москве рост более существенный — на 47%, до 11 тыс. руб. за 1 кв. м.
Причина — переориентация логистики на восточные и южные направления, а также рост интернет-торговли при сокращении строительства логистических комплексов хранения.
Артем Хомышин, руководитель направления регионального развития бизнеса FM Logistic, отмечает, что рост спроса на складские мощности происходит параллельно со снижением скорости и объемов строительства новых складов. «Застройщики снижают риски и фокусируются на проектах build to suit, то есть строят под конкретного заказчика», — пояснил он.
Девелоперы на 2024 г. запланировали ввод в эксплуатацию 5,8 млн кв. м складских помещений, но этих объемов недостаточно, чтобы удовлетворить спрос, полагает Евгений Смирнов, коммерческий директор логистического оператора МОЛКОМ.
В свою очередь представители фулфилмент-оператора складов «Бета ПРО» подчеркнули, что ритейлеры и перевозчики испытывают сложности в хранении и управлении запасами — это повышает себестоимость товаров для конечного потребителя. По данным FM Logistic, динамика стоимости аренды складов за 2024 г. повысила расходы ритейла на 15-20%, что обернулось удорожанием продукции на 1-2%.
Дефицит площадей можно преодолеть при комплексной поддержке государства. «То есть при налоговых льготах для девелоперов, а также запуске промышленной ипотеки для строительства складов под 3-4% годовых», — резюмировал Вадим Филатов, президент ассоциации «АвтоГрузЭкс».
К критической ситуация приближается и на рынке производственного девелопмента: сохраняется дефицит объектов для размещения складов и производственных линий, а стоимость квадратных метров растет, рассказывал DK.RU. «Единственный выход для предприятий, которые не хотят терять возможности для роста, — заблаговременно инвестировать в развитие своей инфраструктуры», — полагает Андрей Толшин, директор компании «Истэйт».
Особую проблему испытывают крупные города и мегаполисы. Например, в Екатеринбурге объем качественных складских площадей оценивается в 2 млн кв. м, но количество свободных стремится к нулю, напоминает DK.RU.