Причин несколько: ужесточение правил растаможивания, недостаточный опыт эксплуатации, плохая инфраструктура в регионах. Самое большое снижение у Evolute.
Статистика последних трех месяцев демонстрирует ухудшение продаж электрокаров в России. В сентябре объем рынка сократился на 28% год к году, до 1,27 тыс. штук. В августе также фиксировалось снижение — на 12%, в июле — на 1%. Об этом пишет «Коммерсант», ссылаясь на презентацию «Автостата».
Самая удручающая статистика у собираемого в Липецке Evolute — продажи снизились на 70%, до 57 штук, у бренда Avatr (создан Changan и Huawei) — на 11%, до 39 штук.
Лидером рынка электромобилей сейчас является китайский Zeekr, но и его продажи также упали на 10%, до 586 штук.
Зато растут объемы у отечественного электромобиля «Москвич», этих машин в сентябре было продано в шесть раз больше (157 штук), чем в сентябре-2023. Также в 37 раз выросли продажи Ora — суббренда Haval, ему удалось реализовать 74 электромобиля.
Эксперты называют несколько причин отрицательной динамики. Во-первых, вступило в силу постановление правительства, по которому с 1 апреля 2024 г. автомобили с электродвигателем, даже при ввозе из стран ЕАЭС, можно растаможить только в России, что дороже и сложнее. Раньше, когда это правило еще не работало, дилерам удавалось реализовывать значительно большие объемы. Так, в марте было продано почти 2,5 тыс. новых электрокаров, что стало историческим рекордом и в 3,5 раза превысило уровень марта 2023 г.
Другой причиной стало перетягивание спроса с электромобилей на машины с бензиновыми двигателями, поскольку рынок ожидал повышения утильсбора на них с 1 октября.
Директор «Авилон Электро» Сергей Мелюх среди сдерживающих факторов называет страх покупателей при отсутствии долгосрочной статистики эксплуатации и нужного клиентского опыта, запрет поставок популярных брендов с 1 февраля на юридические лица с НДС, а также неразвитую инфраструктуру в регионах.
Дилеры считают, что по итогам октября продажи еще сильнее упадут, поскольку холода не способствуют продажам электрокаров — в это время батареи быстрее разряжаются.
Впрочем, если брать статистику за 9 месяцев, то результат не выглядит плохим. В январе-сентябре 2024 г. продажи выросли на 60% год к году, до 13,96 тыс. штук. На первом месте по продажам, как уже говорилось, Zeekr (6,15 тыс. машин, рост в 4,5 раза) и «Москвич» (1,07 тыс. штук, рост в 3,7 раза). В топ-5 также входят Evolute (1,04 штук, -26%), Volkswagen (928 штук, -38%) и Tesla (590 штук, -41%).
Ранее DK.RU рассказывал, как обстоят дела с зарядной инфраструктурой для электрокаров в регионах. Руководители компании Electrocars Rus рассказали, зачем инвестируют собственные средства в развитие инфраструктуры и почему государственные субсидии и программы развития в конечном итоге являются спорными.
Подробнее в нашем материале: «Нужно больше зарядных станций, чтобы владельцы электромобилей не были заперты в городе»