Меню

«Лозунги «я плачу налоги, где дороги?» — в прошлом. Важно сохранить сеть, которую создали»

Иллюстрация: Департамент информполитики Свердловской области

В России подводят итоги масштабного нацпроекта по обновлению дорожной сети и планируют новый. Что о нем уже известно и какие пожелания озвучивают эксперты?

В Екатеринбурге завершается специализированная выставка «Дорога-2024», которая собрала представителей отрасли из разных регионов России. Ключевой темой деловой программы стало подведение итогов национального проекта «Безопасные и качественные дороги» и планов по реализации новых проектов.

За последние шесть лет в регионах построили и отремонтировали более 100 тыс. магистралей, мостов, путепроводов. В результате процент региональных дорог в нормативном состоянии увеличился с 43,6% до 53%, а дорог городских агломераций — с 44% до 82,2%. Удалось наработать серьезный опыт, который будет применяться в будущем.

Сейчас Федерация и регионы разрабатывают программы и проекты, которые позволят развивать дорожную сеть дальше. Участники выставки рассказали, какие новые вызовы ждут отрасль в следующие шесть лет. DK.RU зафиксировал ключевые заявления.

Что уже запланировано?

Роман Старовойт, министр транспорта РФ, экс-губернатор Курской области:

— За последние шесть лет из федерального бюджета на дороги было выделено 2,4 трлн руб. Таких средств отрасль в новой истории еще не видела. Это был огромный вызов как для региональных команд, так и для исполнителей — заказчики и подрядчики не умели работать с такими объемами и в таких масштабах. Сейчас социологические опросы говорят о том, что более 50% россиян удовлетворены состоянием дорог. Шесть лет назад все было иначе. Помню, как по региону ездили автомобили с наклейками «Я плачу налоги, где дороги?» и «Смерть курским дорожникам».

Сейчас мы уже привыкли к хорошим дорогам. Заказчики и подрядчики научились работать с масштабными проектами. И это не только региональные трассы. Качественная дорожная сеть появилась в городских агломерациях — комфортный и безопасный подъезд получили более 5 тыс. объектов образования, более 3 тыс. медицинских учреждений, 2 тыс. туристических объектов. Это было нашим приоритетом.

Что ждет нас дальше? Согласно указу №309, в котором президент обозначил национальные цели развития до 2030 г., нам предстоит привести в нормативное состояние 85% дорог опорной сети общей протяженностью 140 тыс. км — это трассы федерального, регионального и межмуниципального значения.

Все наши проекты по дорогам направлены на обеспечение безопасности движения, снижение травматизма и смертности. Поэтому к 2030 г. смертность на дорогах должна снизиться в полтора раза по сравнению с 2023 г. Также до 2030 г. планируем построить как минимум 50 обходов городов и активно развивать международный транспортный коридор «Север — Юг».

Мы сейчас закончили формировать бюджет на предстоящие три года. На перспективу до 2030 г. формируются национальные проекты. Несмотря на все сложности в экономике, мы обеспечены финансированием в полном объеме. Правопреемником нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» станет проект «Инфраструктура для жизни». Сейчас разрабатывается методика, по которой будет рассчитано, как именно можно повысить качество среды для жизни на 30% к 2030 г.  

Вместе с Минэком мы стараемся найти транспортно-экономический баланс. Мы видим, что какие-то агломерации будут развиваться активнее, какие-то по разным причинам останутся в том же состоянии, в котором есть. Это нормально. На такой большой территории, как наша страна, нельзя сделать так, чтобы все симметрично одновременно росло.

Будем стараться увязать все виды транспорта и спланировать их развитие так, чтобы, где это возможно, разгружать дороги. Важно понимать, где появляется грузовая база, какими видами транспорта будем вести комплектующие, сырье, готовые изделия, как будут перемещаться люди.

Один из вызовов, которые сейчас стоят перед министерством, — восстановить речные магистрали. Основные материалы для дорожных строителей (песок, камень, металлы) и тех, кто занимается строительством искусственных сооружений, нужно везти рекой. Это наиболее эффективно.

В Минтрансе мы сформировали в конце прошлого года ведомственный проект «Речные магистрали». Волжско-Камский бассейн, Обский бассейн и система рек и озер Северо-Запада — в зоне нашего внимания. Это один из приоритетов, которые мы видим для себя на ближайшую перспективу.

Какие дороги нужно строить?

Михаил Черников, начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России:

— Хотел бы перечислить некоторые задачи, которым необходимо в ближайшие годы уделить особое внимание.  

Прежде всего, это разделение транспортных потоков. За последние шесть лет появились новые технологии для решения этой задачи, стали использоваться композитные материалы. Этим нужно активно заниматься дальше, потому что именно выезд на полосу встречного движения становится причиной самых тяжелых аварий и смертности на дорогах.

Во-вторых, нужно заниматься освещением населенных пунктов, пешеходных переходов, остановок общественного транспорта. Большая часть ДТП сегодня происходит в темное время суток в местах с плохим освещением. Также нужно активнее применять светоотражающие элементы, направляющие устройства, продольные шумовые полосы, чтобы водители видели границы проезжей части.

Нужно заниматься созданием условий для пешеходов: оборудовать тротуары и пешеходные дорожки, продолжать обустройство переходов. Достаточно много людей передвигается между населенными пунктами пешком по региональным дорогам. И, к сожалению, треть людей, которые погибают в ДТП, — это именно пешеходы.

И, конечно, на дорогах очень нужны площадки для отдыха водителей. В таких местах должны появляться не только заправочные станции, но и места отдыха, питания, проживания, в идеале — аптечные пункты, чтобы можно было измерить давление или приобрести какое-то лекарство.

Известно, что часть водителей погибает в ДТП, заснув за рулем. Но есть статистика Минздрава, которая свидетельствует о том, что причиной аварий становится ухудшение состояние человека вплоть до сердечного принципа и инсульта. К сожалению, в действующем нацпроекте мы предусматривали 500 площадок, но полностью планы реализовать не удалось. Хотелось бы в новом проекте наверстать упущенное.

И, наконец, необходимо работать с очагами аварийности. Здесь в большей степени нужно обратиться к главам регионам — нужны мероприятия, которые позволят предупреждать водителей, что они приближаются к опасному участку. Уделяя внимание местам концентрации ДТП, мы сможем сократить количество погибших.

Что может помешать реализации планов?

Роман Старовойт:

— Сейчас мы стоим в начале нового пути. И для того чтобы реализовать все наши планы, нужно решить три системных вопроса.

Во-первых, нужно повысить производительность труда в отрасли. Да, это забитая фраза. Но мы объективно видим, что рабочих рук мало — не хватает не только водителей автобусов, но и дорожных рабочих, сотрудников производственных компаний. В решении этой задачи Минтранс должен играть первую скрипку и оказывать методическую помощь участникам рынка. Тем более что существует отдельный нацпроект, направленный на повышение производительности труда. Поэтому приглашаю руководителей подрядных организаций и промышленных компаний к сотрудничеству в этом направлении.

Во-вторых, нужно готовить квалифицированных специалистов — тех, кто придет завтра на наше место. Сейчас вся сеть наших профильных учебных заведений нацелена на то, чтобы давать современное профессиональное образование, чтобы ребята знакомились с конкретными производственными задачами, техникой — не на макетах, а непосредственно «в полях».

В-третьих, нужно развивать отечественный рынок дорожной техники, строительных материалов.

Проще не будет, в ближайшие годы санкции вряд ли будут отменены, тем более что мы движемся к победе. Поэтому нам нужно понимать, что довольно продолжительный срок мы сможем рассчитывать только на себя. И слава богу, появляется новое оборудование, дорожные машины, асфальтоукладчики, контрольно-измерительная техника.

Ну и, конечно, нужно найти баланс нового строительства и содержания существующих дорог. Об этом регулярно говорят и губернаторы. Наш финансовый ресурс ограничен, и если мы будем тратиться только на стройку — потеряем ту сеть, которую создали в последние годы. И тогда снова вернутся нехорошие отзывы о дорожниках. Мы этого допустить не должны. 

В материале использованы фотографии DK.RU c выставки «Дорога-2024»

Ранее на DK.RU: «Камеры на дорогах снижают число нарушений ПДД в 6 раз, но они не заменят сотрудников ГАИ»