Меню

Производителям продуктов могут запретить менять объем упаковки по своему желанию

Иллюстрация: freepik.com

Пачка масла 150 г вместо 200 г, упаковка сахара 900 г вместо 1 кг — это уже стало привычной практикой в России. Общественники предлагают заставить компании использовать ГОСТ при расфасовке товаров.

Цены на продукты в России растут, а упаковки уменьшаются. Так, на полках магазинов чаще можно встретить бакалею с фасовкой 800-900 г вместо 1 кг, а пачки сливочного масла уменьшаются на глазах. Стоимость при этом остается прежней, а то и растет.

Глава Общественной потребительской инициативы (ОПИ), зампред общественного совета при Роспотребнадзоре Олег Павлов направил обращения на имя премьер-министра Михаила Мишустина и Генпрокурора России Игоря Краснова, в которых указывает на рост манипуляций производителей с размерами упаковок социально значимых продуктов и предлагает привлечь их к ответственности.

Тревогу вызывают фактически скрытые недобросовестные манипуляции по снижению массы или объема на фоне роста цен на отдельные продукты, в частности, сливочного масла. Покупатели по объективным причинам не всегда способны это обнаружить, а также определить, насколько выгодно приобретение той или иной упаковки, — говорится в документе (цитата по «Известиям»).

ОПИ указывает, что в конце 2023 г. Генпрокуратура предложила производителям использовать межгосударственный стандарт, предусматривающий требования к количеству фасованных товаров (ГОСТ 8.579-2019). Речь шла о социально значимых товарах, таких как масло, молоко, сахар, соль, чай, мука, рис, пшено, гречка и другие.

Однако, поскольку соблюдение ГОСТа — дело добровольное, многие предпочитали применять другие стандарты, указывающие потребителю на качество товара. Например, производители масла чаще всего обозначают на упаковках «ГОСТ 32261-2013. Масло сливочное. Технические условия». Это позволяет им варьировать и количество продукта в упаковке по своему усмотрению.

Олег Павлов считает, что нужно обязать производителей значимого продовольствия использовать фиксированные значения количества названного товара. Например, сливочное масло по 100, 200, 250, 500 г или молоко по 200, 250, 500, 1000, 2000 мл. Для этого общественник предлагает внести дополнения в постановление правительства № 530.

Сейчас на полках магазинов, действительно, почти нет упаковок с «круглыми» значениями веса или объема. Сливочное масло продается в пачках по 160-180 г, молоко — от 873 до 950 мл.

Одно дело, когда ситуация касается товаров, которые не входят в потребительскую корзину и не являются социально значимыми, например чипсы, а другое, когда речь идет о продуктах первой необходимости повседневного спроса. Поэтому рассчитываем на поддержку предложения, чтобы требования ГОСТа стали обязательными, — заявил Олег Павлов.

«Известия» выяснили, насколько реально заставить предприятия пищевой промышленности соблюдать нормы по фасовке.

Зампред правления ассоциации Руспродсоюз Дмитрий Леонов считает, что такая мера нарушит конкурентную среду, поскольку для импортной продукции она не действует. Кроме того, потребовались бы замена или перенастройка производственных линий и согласование новых товарных позиций с ритейлом. Время, которое на это понадобится, он оценил в 12-15 месяцев.

Альтернативой этой инициативы могло бы стать применение практики указания на ценниках стоимости товара в пересчете на килограмм или литр в зависимости от вида продукции, — считает Леонов.

«Сейчас производители не обязаны применять требования стандарта 8.579-2019, если он не является нормативным документом при производстве. Однако важно понимать, что обсуждаемый ГОСТ имеет статус межгосударственного, то есть если он получит статус обязательного в России, то конкурентоспособность продукции из РФ на рынке ЕАЭС снизится, а обязательное его применение на территории Таможенного союза требует согласования всех стран-участниц», — пояснила изданию руководитель управления GR & ESG ГК «ЭкоНива» Любовь Аксенова.

В компании считают, что обсуждаемая инициатива должна быть добровольной и не наносить ущерба внутреннему производству в стране.

Напомним, в этом году лидером по росту цен стало сливочное масло — по данным Росстата, за август и сентябрь оно подорожало на 7,9%, а с начала года — почти на 18%. Продолжают дорожать и куриные яйца, цена на них за прошлый год выросла почти на 59%.

Госдума озаботилась этим и предложила ввести госрегулирование цен на сливочное масло. А снизить стоимость яиц, по мнению депутатов, поможет снятие с производителей 5-процентного бонуса, который они платят торговым сетям. Однако эффект может стать неожиданным: в результате такой меры ритейл недополучит 100 млрд руб. за шесть лет, рассказывал DK.RU