Меню

Прокуратура готова пойти на попятный? У миноритариев СМЗ появилась надежда вернуть акции

Иллюстрация: Соликамский магниевый завод

Ведомство выясняет, кто из миноритариев купил на Мосбирже акции СМЗ. Напомним, их изъяли в пользу государства вместе с пакетами мажоритариев, и это стало прецедентом в российской юридической практике.

Прокуратура выясняет, кто из частных инвесторов Соликамского магниевого завода (СМЗ) действительно купил акции в ходе торгов на Московской бирже. Об этом сообщает РБК, ссылаясь сразу на нескольких экспертов. Эту информацию, в частности, подтвердили глава Ассоциации розничных инвесторов (АРИ) Илья Херсонцев и управляющий партнер Law & Capital Виктор Обыденнов (эта компания в деле СМЗ защищает интересы частных инвесторов).

Адвокат Delcredere Сергей Савосько (фирма представляет интересы Мосбиржи на суде по акциям СМЗ) также сообщил, что прокуратура обращалась к Московской бирже с соответствующим запросом, и ответ уже отправлен в прокуратуру и в суд.

По словам Виктора Обыденнова, прокуратура также сделала запрос к брокерам, чтобы выяснить, кто из их клиентов покупал акции СМЗ на Мосбирже.

Эксперты осторожно надеются, что такая активность ведомства может привести к пересмотру решения суда, изъявшего акции миноритариев в пользу государства.

Напомним, в 2022 г. 89,5% акций  СМЗ — старейшего предприятия магниевой промышленности в мире — были изъяты в пользу Росимущества по иску Генпрокуратуры. Основанием послужило признание приватизации 1992 г. незаконной, поскольку решение о ней принял Комитет по управлению имуществом Пермской области, а не правительство России. В 2023 г. СМЗ передали «Росатому». А 22 марта 2024 г. Арбитражный суд Пермского края удовлетворил иск прокуратуры региона об изъятии оставшихся 10,6% акций СМЗ (около 40 тыс. штук) у частных инвесторов-миноритариев (более 2,3 тыс.). Они приобретали ценные бумаги предприятия в разное время, в том числе на Мосбирже через брокерские компании. 

Эксперты думают, что сейчас прокуратура хочет установить добросовестный характер сделок по покупке акций СМЗ частными инвесторами. Это может сигнализировать о том, что спор (24 миноритария обратились в суд с требованием отменить изъятие у них акций) может быть разрешен в их пользу, полагает Обыденнов. «Раньше прокуратура не разграничивала инвесторов», — обратил внимание он.

Юрист адвокатского бюро NSP Виктор Машинский добавляет, что в этом деле есть две принципиально разные позиции, и обе соответствуют нормам закона. Прокуратура настаивает на незаконной приватизации СМЗ, из чего следует, что все последующие сделки с его активами тоже незаконны. Миноритарии же апеллируют к тому, что они не могли знать о подобных нюансах, когда покупали акции через организованные торги. Оба аргумента равны по силе и предсказать, чем закончится спор, невозможно, заключает Машинский.

Дело о миноритарных акционерах СМЗ стало опасным прецедентом в российской юридической практике, рассказал в интервью DK.RU партнер юридической фирмы INTELLECT, магистр частного права Роман Речкин. До сих пор государство изымало активы у предпринимателей, к которым можно было предъявить реальные претензии (незаконная приватизацияведение бизнеса госслужащими), но кейс миноритариев Соликамского магниевого завода знаменует собой «качественный переход, поскольку активы изъяты, условно, у пенсионеров — у бывших сотрудников, у тех, кто получил акции по приватизационным чекам, и у инвесторов, купивших ценные бумаги СМЗ на Мосбирже», — уверен он.

Соликамский магниевый завод задает новые стандарты: можно забрать акции любых миноритариев, независимо от того, как их приобрели, когда и где. Если какая-то часть актива отошла государству, прокуратура субъекта может предъявить иск и «по накатанной» попросить суд вернуть государству все акции, — считает юрист.

Об опасности подобных прецедентов предупреждала и глава Банка России Эльвира Набиуллина.

Мы серьезно обеспокоены этой ситуацией, самым серьезным образом. Потому что защита прав инвесторов, защита добросовестных приобретателей акций через организованные торги — это краеугольный камень доверия инвесторов к финансовому рынку, к фондовому рынку и в целом доверие. Без того, чтобы это доверие инвесторов и защита прав акционеров были надежным образом защищены, конечно, ни о каком двукратном росте капитализации рынка говорить невозможно, — сказала глава ЦБ на конференции НАУФОР «Российский фондовый рынок — 2024».

Как ранее писал DK.RU, в последнем «майском указе» президент Владимир Путин озвучил цель по капитализации российского фондового рынка — к 2030 г. она должна составить не менее 66% ВВП, а к 2036 году — 75%.

Читайте также: Серые схемы, наем нелегалов и госзаказ. Павел Репринцев — об уголовных рисках бизнеса