Меню

Российские автозаводы на 35% увеличили выпуск легковых автомобилей в 2024 г.

Иллюстрация: freepik.com

Если производство легковых автомобилей все еще отстает от досанкционных показателей, то выпуск грузовиков и автобусов растет более быстрыми темпами. При этом отрасль находится под серьезным давлением.

С января по сентябрь в России было выпущено в общей сложности 675,9 тыс. транспортных средств, что на 34,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года, пишут «Известия» со ссылкой на отчет Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстат) о промышленном производстве в 2023 г.

В частности за три квартала с конвейеров автозаводов сошли 508 тыс. легковых автомобилей. Это на 39,9% больше, чем за девять месяцев прошлого года. При этом издание отмечает, что досанкционные показатели были в два раза выше: например, за январь–сентябрь 2021 г. в стране было выпущено 1,02 млн легковых машин.

В то же время производство грузовиков уже обогнало досанкционные показатели. Если за девять месяцев 2021 г. в России было собрано 129 тыс. грузовых машин, то с начала этого года предприятия выпустили 141 тыс. штук (+17,1%). 

Также заводы нарастили производство небольших автобусов массой до 5 т. С января по сентябрь 2021 г. их собрали 9,8 тыс. штук, а за девять месяцев 2024 г.  — 11,1 тыс. штук (+11,7%).

Эксперты говорят, что причиной роста производства стал перезапуск остановившихся ранее автозаводов. Так, на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге начался выпуск кроссоверов бренда Х-Сite. В Калуге возобновили сборку Citroen, а компания Sollers начала поизводство под собственным брендом автобусов во Владивостоке и грузовиков в Ульяновске. Также производство по выпуску легковых автомобилей и грузовиков стартовало в Калининградской области.

Главный редактор издания «За рулем» Максим Кадаков полагает, что темпы роста автомобилестроения будут замедляться:

В условиях санкционного давления чем сложнее модель и чем больше в ней технологичных автокомпонентов, тем труднее обеспечить их бесперебойные поставки с сохранением определенного уровня качества.

Эксперт отметил, что по ряду электронных систем Россия может обеспечить стабильность, например по АБС и ESP. Однако сами блоки в значительной степени изготавливаются из иностранных компонентов.

В таких условиях серьезными факторами являются уровень санкций, курс рубля, сложность логистических цепочек, ­— добавляет Кадаков.

Партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто согласен, что российские автопроизводители сильно зависимы от поставок импортных запчастей. Например, недавно США ввели запрет на экспорт в Россию многослойных стекол, амортизаторов, рулевых систем, подушек безопасности и ряда других деталей для автомобилей:

Вполне вероятно, что кто-то из иностранных поставщиков из-за риска вторичных санкций откажется от сотрудничества с российскими предприятиями. В этом случае придется либо искать другого поставщика, либо придумывать какие-то схемы и пути ввоза «запрещенки». 

Вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин добавляет, что рост производства также будет ограничен спросом со стороны покупателей:

Недостаточно просто выпустить больше новых машин, их еще надо продать. А с учетом неизбежного роста цен на них и увеличения размеров ставок по автокредитам сделать это становится все сложнее, — считает он.

Ранее DK.RU рассказывал, что продажи новых легковых автомобилей в России по итогам сентября выросли на 36,7% в годовом выражении и составили 150,9 тыс. единиц. Лидером рынка стал отечественный бренд Lada — реализовано почти 35 тыс. авто. Всего за девять месяцев 2024 г. продажи новых легковых автомобилей составили почти 1,155 млн машин, что на 61% выше результата за аналогичный период 2023-го. При этом участники рынка ждут серьезного роста цен на новые авто и возможного обвала продаж из-за роста утильсбора