Иск подали 20 бывших студентов образовательной компании. Каждый из них прошел от 2% до 20% программ, после чего попытался вернуть средства за непройденные занятия. Но что-то пошло не так.
20 бывших студентов нескольких образовательных курсов Skillbox подали иски к компании на общую сумму около 3,4 млн руб., передает Forbes со ссылкой на Destra Legal, которая представляет истцов. «Еще несколько десятков учеников пока решают спор в досудебном порядке», — подчеркнули в юридической фирме.
Известно, что каждый из истцов прошел от 2% до 20% программ, после чего попытался вернуть средства за непройденные занятия — от 80% до 98% от стоимости курсов. Однако в Skillbox им либо отказались вернуть остаток, либо перечислили сумму за вычетом дней, когда у ученика был доступ к платформе, а также невозвратных 30%. Такое условие прописано в оферте на заключение договора об оказании образовательных услуг: согласно документу, столько стоит приобретение студентом доступа к образовательной платформе Skillbox.
Истцы ссылаются на то, что тем самым компания нарушила федеральный закон о защите прав потребителей. По нему размер фактически понесенных расходов не может быть заранее определен в оферте.
В свою очередь в Skillbox заявили, что предлагаемая оферта «соответствует нормам и требованиям законодательства». И добавили, что если пользователь отказывается от выбранного курса, то ему предлагаются бесплатно другие программы.
Представитель Destra Legal апеллировал на это заявление:
Skillbox искусственно создал возможность взыскивать 30% от стоимости обучения со студента при запросе возврата. С этой целью компанию разделили на два юридических лица: ООО «Скилбокс», зарегистрированное в 2017 г., и ЧОУ ДПО «Образовательные технологии Скилбокс», открытое в 2021 г. Согласно оферте, студент заключает договор с ЧОУ ДПО. А оно, в свою очередь, — с ООО «Скилбокс» на приобретение доступа к платформе. <...> Когда студент обращается за возвратом, в ЧОУ ДПО ему отвечают, что 30% уже потратили на оплату услуг ООО «Скилбокса», поэтому возвращать по закону их не должны.
В Skillbox подтвердили наличие договора между юрлицами, но опровергли представленную юристами «схему»:
Одно [ООО «Скилбокс»] специализируется на разработке ИТ-решений, так как Skillbox работает на базе собственной платформы. Второе создано для оказания образовательных услуг дистанционно.
На данный момент количество зарегистрированных учеников Skillbox превышает 14 млн человек. Таким образом, число исков к компании составляет порядка 0,0001% от общего числа клиентов.
Между тем дело до суда может не дойти. «Мы рассматриваем возможность возврата средств [истцам]», — резюмировали в Skillbox.
Скандалы, связанные с недовольством учеников Skillbox, время от времени выходят в публичную плоскость. Пожалуй, самый заметный случай произошел в 2023 г. Студенту образовательных курсов Skillbox не вернули деньги за обучение в полном размере и он решил отомстить, «отжав» целую компанию, рассказывал DK.RU. Удивительно, но ему это удалось: он стал генеральным директором Skillbox по поддельной доверенности и даже едва не сменил ее официальное название.
Годом ранее, в 2022 г., название Skillbox звучало в СМИ в контексте массовых сокращений. Тогда компанию покинули порядка 300 сотрудников, сообщал DK.RU.
Читайте также:
>>> «Мы конкурируем не с вузами, а с Netflix, Ivi и Dota». Как пандемия изменила образование