Верхотурью есть чем удивить гостей. Если вы думаете, что это центр православного туризма, то отстали лет на пять. Сюда можно ехать за крафтом, интересными экскурсиями, комфортным отдыхом на природе.
С тех пор как туризм в России сменил фокус с внешнего на внутренний, мы много пишем о том, куда можно съездить в пределах одного бака бензина. Оказывается, мест-то много. Удивляют даже, казалось бы, хорошо известные маршруты.
Татьяна Юстус, журналист DK.RU:
— Верхотурье — самый маленький город в Свердловской обалсти, здесь живут всего 6 тыс. 578 человек. Но это один из наиболее мощных туристических центров региона. В среднем Верхотурский округ посещает 100 тыс. человек в год. При этом ежегодный прирост турпотока составляет примерно 17%.
Верхотурье на 105 лет старше Санкт-Петербурга и на 125 лет — Екатеринбурга: он основан в 1598 г. В первый век своего существования город бурно развивался как форпост между европейской и восточной частью России, имея статус «ворот в Сибирь». С XVIII в. и по сей день его принято считать духовной столицей Урала (на административном уровне такую стратегию развития город закрепил в 1998 г.). На шесть тысяч жителей здесь приходится девять действующих храмов и два монастыря.
В городе множество объектов показа из разряда культурно-познавательного исторического туризма, но принято считать, что основной турпоток в Верхотурье формируют паломники. Тем более что здесь есть где их разместить: при обоих монастырях работают гостиницы и трапезные.
Несмотря на то, что ежегодный турпоток в город превышает его население в 15 раз, в туристической отрасли трудится всего 2% населения. Цифрами о городе поделился с нами Артем Градобоев, менеджер по развитию туризма Управления культуры, туризма и молодежной политики.
Туристская инфраструктура Верхотурья (не считая монастырской) на сегодняшний день — это три коллективных средства размещения, одна гостиница, один загородный клуб и один гостевой дом. Здесь можно разом поселить всего 156 туристов, кроме того, в городе два предприятия общественного питания на 160 мест. Сейчас администрация города и активные жители пытаются задать новые векторы развития местного туризма.
В Верхотурье едут не только для того, чтобы преклониться мощам святого Симеона, едут из-за исторической застройки города. У нас сохранились купеческие лавочки и типичная уральская архитектура времен заселения его русскими — деревянные дома с резными наличниками, кремль, храмовые комплексы. В последние годы появляются новые точки притяжения. Всего в Верхотурье 140 объектов экскурсионного показа, — отметил Артем Градобоев.
Верхотурский Кремль
Каменное строительство в Верхотурье началось по указу Петра I. По его замыслу, именно Верхотурье должно было стать центром уральской горной металлургии. К сожалению, архитектор Верхотурского кремля неизвестен. Зато известно, что по грамоте царя для его строительства в город отправили бригаду в составе 23 человек. Они-то и построили гордость не только верхотурцев, но и всего Урала.
Верхотурский государственный историко-архитектурный музей-заповедник
Кремль и все постройки, которые в нем расположены, — это и есть музей. Территория кремля открыта для посетителей без перерывов и выходных, а исторические экспозиции и выставочные залы, которые размещаются в здании Государевых амбаров, работают с 9:00 до 18:00 все дни недели кроме понедельника.
Амбары — самая первая каменная постройка в Верхотурском Кремле. Фундамент этого здания заложен в 1698 г. Здесь расположено четыре выставочных зала: первый посвящен XVII в., второй — XVIII в., третий к. XIX — нач. ХХ вв., четвертый — коренным народам Севера. Есть отдельный зал с восстановленной тюрьмой XVIII в.
Чтобы понимать, куда вы приехали, что это за места такие и какие люди здесь живут, для начала стоит зайти именно в музей. Здесь вам расскажут и покажут жизнь города в ретроспективе.
Сложилось впечатление, что экскурсоводы очень опытные, потому что история города передается ими торжественно, как гимн, и захватывающе, как триллер. Нашим экскурсоводом была Вера Самойлик, научный сотрудник Верхотурского государственного историко-архитектурного музея-заповедника.
История города тесно связана с началом освоения Сибири и походом Ермака. После того как он разгромил хана Кучума в 1581 г., сибирская земля была подведена под высокую руку Москвы и в Сибири появились первые русские города — Тюмень и Тобольск.
Чтобы осваивать эти земли, нужны были люди, продовольствие и боеприпасы, а для доставки всего этого — дорога. Вишеро-Лозьвинский путь, существовавший тогда, был очень опасным и долгим. От Москвы в Тюмень путники добирались за 12 месяцев, если им удавалось выжить при встрече с разбойниками.
С 1595 по 1597 гг. прокладывается новая дорога, в восемь раз короче прежней. Она получила статус государевой и именовалась Новой сибирской государевой (Верхотурской) дорогой.
150 лет Верхотурская дорога была единственной разрешенной царем Федором Ивановичем для поездки в Сибирь и обратно. Его указ гласил: «Иных путей не изыскивать, только по Верхотурской в Сибирь и обратно». И той же грамотой он повелевает в конце этого пути строить новый город на вогульском стойбище. Так началась история Верхотурья.
Заправляли здесь воеводы, которые назначались по двое: чтобы стучали друг на друга. Назначала на эти должности Москва и снимала тоже, но подчинялись они указам из Тобольска. За все время в Верхотурье было 36 воевод.
Представьте себе, корова тогда стоила 1 руб. 20 коп., а одна шкурка соболя на экспорт — 400 руб. Вся пушнина с Урала свозилась в Верхотурье, сортировалась и в связках по 10-40 штук с печатью воеводы отправлялась в Москву, — рассказывает экскурсовод.
Огромная территория Среднего Урала, почти вся Свердловская область, тогда подчинялась Верхотурью. Это был таможенный центр и центр сбора ясака. И тут еще было судостроение. Поэтому город и назывался воротами в Сибирь.
В 1763 г. Екатерина II прокладывает новую дорогу в Сибирь, проходившую через Екатеринбург. А Верхотурье осталось в стороне от промышленного центра. Но, потеряв статус ворот в Сибирь, город стал духовной столицей Урала, каковой и остается до сегодняшних дней.
В XVIII в. Верхотурский уезд продолжает оставаться самым богатым и благополучным из 12-ти уездов Пермской губернии, несмотря на то что его миновал торговый путь. Никто здесь в лаптях не ходил и в работники не нанимался, — отмечает экскурсовод.
По ее словам, большую роль в этом сыграло то, что в те времена в Верхотурье проживал очень богатый уральский горнозаводчик Максим Михайлович Походяшин. Верхотурье даже называли походяшинской столицей, потому что здесь много чего было построено на его деньги. В частности на его средства были построены храмы в Карпинске, Североуральске и в самом Верхотурье.
В музее есть картина с видом на Верхотурье, написанная в 1828 г. Увидев ее, вы обнаружите, что с тех пор здесь мало что изменилось: Троицкий камень — место основания Верхотурья, Кремль, Главный кафедральный собор — все на месте. Единственное изменение — канатный подвесной мост через р. Туру, который в 1949 г. построили пленные немцы (мост также считается достопримечательностью города). Один из плюсов малых городов России в том, что время над ними не властно. На радость туристам атмосфера русской старины остается здесь практически в первозданном виде.
Таким образом, в XVII в. город бурно развивается за счет торгового пути, в XVIII в. — за счет того, что в Верхотурском уезде процветало медное и металлургическое производства. После великих реформ Александра II здесь начала расти торговля, сюда идут паломники со всей Российской Империи.
Верхотурье к тому времени превратилось в полноправный духовный центр Урала. До революции здесь было 15 каменных храмов на 3 тыс. жителей. Для сравнения: в среднем в России тогда на 10 деревень приходилась одна часовенка, и то не везде, а в окрестностях Верхотурья было четыре монастыря и 54 колокола звонили службы — все благодаря святому Симеону Верхотурскому.
Село Меркушино. Симеон Верхотурский
Село Меркушино — место, где жил Симеон Верхотурский — расположено в 61 км от Верхотурья. Мощи святого еще в XIX в. перенесли в Верхотурье. В Меркушино находится место его захоронения, из которого тогда же забил целебный источник. Ради него и пошли сюда люди со всей России.
Меркушино — крупный центр паломничества. Этим оно обязано Симеону Верхотурскому. Тем, кто хочет узнать о его жизни подробнее, его житие, или биографию, рассказывают на экскурсии в храме.
Если коротко, известно, что этот человек родился в 1607 г. в Центральной России и был дворянского происхождения. Но, прибыв сюда, не имел ни дома, ни средств к существованию. Он пришел в эти места, чтобы посвятить себя Богу. Это был миссионер: он рассказывал о христианстве местным народам — остякам, вогулам, хантам и манси, которые тогда поклонялись языческим богам.
На пропитание он зарабатывал тем, что шил одежду и ловил рыбу. Пока шил, то жил, ел и пил у заказчика. Денег за работу не брал: всегда не дошивал какую-нибудь мелочь, оставляя работу недоделанной, таким образом избавляя заказчика от обязанности заплатить.
Кроме гробницы мощей Симеона Верхотурского, в Свято-Симеоновском подворье под стеклом, покоятся мощи молодого священника — отца Константина. Его подвиг тоже заслуживает внимания. Он был всего 22 лет от роду, когда его арестовали по обвинению в антисоветчине и через несколько дней расстреляли. В воспоминаниях о тех днях говорится, что он не терял самообладания до последних минут жизни. По дороге на казнь он совершил обряд отпевания себя и всех, кого вели вместе с ним.
Красный маршрут
Север Свердловской области стал свидетелем ожесточенных боев Гражданской войны. Тогда здесь проходила дорога из Соликамска в Верхотурье и дальше в Сибирь. По ней отступала белая армия и проходил Колчак. Эти места отмечены братскими могилами красной и белой армий. По большому счету, сейчас мы понимаем, что неважно, на какой стороне воевали эти люди в той войне. Они все чьи-то родственники, а значит, память о них кому-то ценна.
К сожалению, на тот берег реки нет моста, добраться можно только на лодках. Кроме того, нет человека, который занялся бы восстановлением имен этих людей. На месте боев был консул КНР и он отметил, что, если бы люди знали имена солдат, сюда могли бы приехать их потомки.
Кстати говоря, в этом полку были и венгры, и австрийцы. Сейчас там стоит памятник. И это не единственная память о гражданской войне в этих местах. Существует так называемый Красный маршрут по местам сражений Гражданской войны. Но пока он не пользуется большим спросом. Наталья Пермякова организовывает сплавы по Туре и параллельно рассказывает об истории этих мест, упоминая и эти события.
Дом народных художественных промыслов и ремесел
Это учреждение, которое занимается сохранением, возрождением, изучением и развитием народных художественных промыслов. Находится по адресу: ул. Карла Маркса, 7 в здании XVII в. Дом работает уже пять лет. По замыслу местной администрации, он должен притягивать сюда туристов с культурно-познавательными целями. Здесь можно купить сувениры, поучаствовать в мастер-классе, послушать народные песни, сплясать самому или просто посмотреть, как это делают другие.
Здесь оборудованы мастерские, где каждый желающий может попробовать себя в берестоплетении, резьбе по дереву, ткачестве, художественной росписи, гончарном деле и некоторых других утраченных ремеслах.
Прядут здесь на раритетных прялках, устройство которых не менялось со времен Древней Руси. А продукцию делают не только по старинке, но и современными способами: наряду с традиционными полосатыми половичками здесь можно купить носки или шарф из альпаки, игрушки амигуруми.
Команда администрации Верхотурья обучается в «Сколково» по программе «Гостеприимные города». Здесь, на базе Дома ремесел, хотят создать корпоративный туризм, решающий, например, такие задачи, как сплочение коллектива.
Монастыри как объект предпринимательства
Рассказывая про Верхотурье, нельзя не упомянуть об активной позиции, которую занимают в развитии территории монастыри. Мужской монастырь уже несколько лет производит «Косьминский гостинец» — это своеобразная продуктовая линейка, к которой относится ферментированный иван-чай и другие чаи, варенье из сосновых шишек, кедровых орехов, цукаты из шишек, сиропы из местных ягод и тому подобное.
Монастырь предоставляет рабочие места, отремонтировал детский сад, открыл детский театр. Конечно, монастырское предпринимательство отличается от обычного: монах всегда должен оставаться монахом, он не может озлобиться — суды, конфликты и даже ссоры противоречат монашескому мировоззрению. Во всем остальном это обычный бизнес со всеми сопутствующими ему проблемами. И мы об этом уже рассказывали.
Предприятие можно посетить с экскурсией. Отец Амфилохий рассказал нам, что теперь здесь взялись за производство крафтового шоколада.
Пока изделия не выпускается на продажу — только экспериментальные партии. Дело в том, что в прошлом году в мире, кроме всего прочего, случился кризис в шоколадном бизнесе из-за неурожая какао-бобов. Если до кризиса какао-масло покупалось по 400 руб. за килограмм, сейчас самое дешевое, что есть, стоит 3 тыс. 600 руб. Что-то подобное случалось в 1971 г.
Здесь планируют переждать кризис и в будущем выпускать кедровые орехи и сосновые шишки в шоколаде собственного производства, покупать готовый продукт монахи не хотят.
В России продается очень дешевый шоколад с высоким содержанием сахара — около 60%. Это даже не шоколад, а глазурь. В такой «обертке» сосновая шишка и кедровый орех теряют вкусовые качества. Другое дело — качественный крафтовый шоколад. Сахара в таком шоколаде должно быть не более 30%, — рассказывает отец Амфилохий.
В Россию шоколад из Латинской Америки не попадает, его скупают европейские гиганты рынка. К нам привозят шоколад из африканских стран. Его себестоимость до последнего большого подъема цен была 300 руб. за кг, а латиноамериканский шоколад стоил 1,5 тыс. руб. — это только входящее сырье.
Так что цена конечного продукта обещает быть достаточно высокой, зато и вкусовые качества будут лучшие и в каком-то смысле уникальные. По крайней мере, мы не слышали, чтобы кто-то планировал «закатать» уральские сосновые шишки и кедровые орехи в крафтовый шоколад.
Свято-Покровский женский монастырь также активно занимается производством качественной крафтовой продукции. Рядом с объектами монастыря в Верхотурье есть магазины, в которых можно купить молочную продукцию, сыры, морсы, джемы, пряники и так далее.
Загородный клуб «Яблоневый сад»
Три года назад в Верхотурье появился нетипичный для этих мест объект туризма — загородный клуб с гостевыми домиками на берегу реки Туры для семейного, дружеского или корпоративного отдыха на природе.
На 98% он построен на частные инвестиции, а 2% вливаний получено от государства путем участия в нацпроектах. На территории клуба имеется два вида объектов размещения — семь геокуполов, которые построены благодаря нацпроекту, и девять домиков скандинавского типа.
В прошлом году здесь торжественно открыли спа-комплекс с сауной, бассейном и кафе. Еще одна гордость этого сезона — искусственный пруд, где «водятся рыбки и работает платная рыбалка». Пойманную форель можно тут же отправить на мангал, если она не исполнит ваше желание.
На территории две маленькие баньки и одна большая, сибирский чан до шести человек. Есть прокат квадроциклов и авторские маршруты по территории Верхотурского городского округа, которое длится от часа до пяти часов и проходят по заброшенным фермам и деревням.
Весь летний сезон клуб заполнялся туристами на 94%. В будущем году здесь планируют построить еще 10 домиков. А вообще мечтают о выносных беседках над берегом, мини-конюшнях и зоопарке.
Как добраться до Верхотурья
Расстояние между Екатеринбургом и Верхотурьем — 301 км. Доехать можно на автомобиле, автобусе или электропоезде «Финист». Все описанные объекты пока не объединены одним туристическим продуктом. Чтобы попасть в загородный клуб или на производство варенья из шишек, нужно звонить туда заранее. Все остальные дестинации отрыты в будни и выходные согласно общепринятому графику работы и дополнительного бронирования не требуют.
Другие материалы в рамках спецпроекта DK.RU читайте по ссылке: «Что я там не видел».