Меню

Кремль, варенье из шишек, SPA-комплекс, сувениры из шерсти альпаки, фольклор и заброшки

Иллюстрация: DK.RU

Верхотурью есть чем удивить гостей. Если вы думаете, что это центр православного туризма, то отстали лет на пять. Сюда можно ехать за крафтом, интересными экскурсиями, комфортным отдыхом на природе.

С тех пор как туризм в России сменил фокус с внешнего на внутренний, мы много пишем о том, куда можно съездить в пределах одного бака бензина. Оказывается, мест-то много. Удивляют даже, казалось бы, хорошо известные маршруты.

Татьяна Юстус, журналист DK.RU:

— Верхотурье  самый маленький город в Свердловской обалсти, здесь живут всего 6 тыс. 578 человек. Но это один из наиболее мощных туристических центров региона. В среднем Верхотурский округ посещает 100 тыс. человек в год. При этом ежегодный прирост турпотока составляет примерно 17%.

Верхотурье на 105 лет старше Санкт-Петербурга и на 125 лет  Екатеринбурга: он основан в 1598 г. В первый век своего существования город бурно развивался как форпост между европейской и восточной частью России, имея статус «ворот в Сибирь». С XVIII в. и по сей день его принято считать духовной столицей Урала (на административном уровне такую стратегию развития город закрепил в 1998 г.). На шесть тысяч жителей здесь приходится девять действующих храмов и два монастыря.

У входа в Верхотурский кремль

В городе множество объектов показа из разряда культурно-познавательного исторического туризма, но принято считать, что основной турпоток в Верхотурье формируют паломники. Тем более что здесь есть где их разместить: при обоих монастырях работают гостиницы и трапезные.

Несмотря на то, что ежегодный турпоток в город превышает его население в 15 раз, в туристической отрасли трудится всего 2% населения. Цифрами о городе поделился с нами Артем Градобоев, менеджер по развитию туризма Управления культуры, туризма и молодежной политики.

Туристская инфраструктура Верхотурья (не считая монастырской) на сегодняшний день  это три коллективных средства размещения, одна гостиница, один загородный клуб и один гостевой дом. Здесь можно разом поселить всего 156 туристов, кроме того, в городе два предприятия общественного питания на 160 мест. Сейчас администрация города и активные жители пытаются задать новые векторы развития местного туризма.

В Верхотурье едут не только для того, чтобы преклониться мощам святого Симеона, едут из-за исторической застройки города. У нас сохранились купеческие лавочки и типичная уральская архитектура времен заселения его русскими  деревянные дома с резными наличниками, кремль, храмовые комплексы. В последние годы появляются новые точки притяжения. Всего в Верхотурье 140 объектов экскурсионного показа,  отметил Артем Градобоев.

Верхотурский Кремль

Каменное строительство в Верхотурье началось по указу Петра I. По его замыслу, именно Верхотурье должно было стать центром уральской горной металлургии. К сожалению, архитектор Верхотурского кремля неизвестен. Зато известно, что по грамоте царя для его строительства в город отправили бригаду в составе 23 человек. Они-то и построили гордость не только верхотурцев, но и всего Урала.

Верхотурский кремль самый молодой в России — после него кремли уже не строились. Также он самый маленький из всех: 194 на 125 м. по периметру

Верхотурский государственный историко-архитектурный музей-заповедник

Кремль и все постройки, которые в нем расположены, — это и есть музей. Территория кремля открыта для посетителей без перерывов и выходных, а исторические экспозиции и выставочные залы, которые размещаются в здании Государевых амбаров, работают с 9:00 до 18:00 все дни недели кроме понедельника.

Амбары  самая первая каменная постройка в Верхотурском Кремле. Фундамент этого здания заложен в 1698 г. Здесь расположено четыре выставочных зала: первый посвящен XVII в., второй  XVIII в., третий к. XIX  нач. ХХ вв., четвертый — коренным народам Севера. Есть отдельный зал с восстановленной тюрьмой XVIII в.

Чтобы понимать, куда вы приехали, что это за места такие и какие люди здесь живут, для начала стоит зайти именно в музей. Здесь вам расскажут и покажут жизнь города в ретроспективе.

Сложилось впечатление, что экскурсоводы очень опытные, потому что история города передается ими торжественно, как гимн, и захватывающе, как триллер. Нашим экскурсоводом была Вера Самойлик, научный сотрудник Верхотурского государственного историко-архитектурного музея-заповедника.

История города тесно связана с началом освоения Сибири и походом Ермака. После того как он разгромил хана Кучума в 1581 г., сибирская земля была подведена под высокую руку Москвы и в Сибири появились первые русские города  Тюмень и Тобольск.

Чтобы осваивать эти земли, нужны были люди, продовольствие и боеприпасы, а для доставки всего этого  дорога. Вишеро-Лозьвинский путь, существовавший тогда, был очень опасным и долгим. От Москвы в Тюмень путники добирались за 12 месяцев, если им удавалось выжить при встрече с разбойниками. 

С 1595 по 1597 гг. прокладывается новая дорога, в восемь раз короче прежней. Она получила статус государевой и именовалась Новой сибирской государевой (Верхотурской) дорогой.

150 лет Верхотурская дорога была единственной разрешенной царем Федором Ивановичем для поездки в Сибирь и обратно. Его указ гласил: «Иных путей не изыскивать, только по Верхотурской в Сибирь и обратно». И той же грамотой он повелевает в конце этого пути строить новый город на вогульском стойбище. Так началась история Верхотурья.

Заправляли здесь воеводы, которые назначались по двое: чтобы стучали друг на друга. Назначала на эти должности Москва и снимала тоже, но подчинялись они указам из Тобольска. За все время в Верхотурье было 36 воевод.

В витринах музея представлено много предметов быта XVII-XVIII вв.

Впрочем, есть и более древние  предметы, которыми пользовались первые жители уральских гор в раннем железном веке. Это птицевидные идолы Иткульской культуры

Коренными народами этой местности являются вогулы, остяки, ханты и манси. Во времена основания Верхотурья они были ясачными людьми, то есть платили налог русскому царю шкурками животных

Представьте себе, корова тогда стоила 1 руб. 20 коп., а одна шкурка соболя на экспорт — 400 руб. Вся пушнина с Урала свозилась в Верхотурье, сортировалась и в связках по 10-40 штук с печатью воеводы отправлялась в Москву, — рассказывает экскурсовод.

Огромная территория Среднего Урала, почти вся Свердловская область, тогда подчинялась Верхотурью. Это был таможенный центр и центр сбора ясака. И тут еще было судостроение. Поэтому город и назывался воротами в Сибирь.

В 1763 г. Екатерина II прокладывает новую дорогу в Сибирь, проходившую через Екатеринбург. А Верхотурье осталось в стороне от промышленного центра. Но, потеряв статус ворот в Сибирь, город стал духовной столицей Урала, каковой и остается до сегодняшних дней.

В XVIII в. Верхотурский уезд продолжает оставаться самым богатым и благополучным из 12-ти уездов Пермской губернии, несмотря на то что его миновал торговый путь. Никто здесь в лаптях не ходил и в работники не нанимался,  отмечает экскурсовод.

По ее словам, большую роль в этом сыграло то, что в те времена в Верхотурье проживал очень богатый уральский горнозаводчик Максим Михайлович Походяшин. Верхотурье даже называли походяшинской столицей, потому что здесь много чего было построено на его деньги. В частности на его средства были построены храмы в Карпинске, Североуральске и в самом Верхотурье.

В музее есть картина с видом на Верхотурье, написанная в 1828 г. Увидев ее, вы обнаружите, что с тех пор здесь мало что изменилось: Троицкий камень  место основания Верхотурья, Кремль, Главный кафедральный собор  все на месте. Единственное изменение  канатный подвесной мост через р. Туру, который в 1949 г. построили пленные немцы (мост также считается достопримечательностью города). Один из плюсов малых городов России в том, что время над ними не властно. На радость туристам атмосфера русской старины остается здесь практически в первозданном виде.

Вид с колокольни Свято-Троицкого храма (высота 42 м). Это самая древняя каменная колокольня на Урале. Подняться туда могут все желающие

Таким образом, в XVII в. город бурно развивается за счет торгового пути, в XVIII в. — за счет того, что в Верхотурском уезде процветало медное и металлургическое производства. После великих реформ Александра II здесь начала расти торговля, сюда идут паломники со всей Российской Империи.

Верхотурье к тому времени превратилось в полноправный духовный центр Урала. До революции здесь было 15 каменных храмов на 3 тыс. жителей. Для сравнения: в среднем в России тогда на 10 деревень приходилась одна часовенка, и то не везде, а в окрестностях Верхотурья было четыре монастыря и 54 колокола звонили службы  все благодаря святому Симеону Верхотурскому.

Село Меркушино. Симеон Верхотурский

Село Меркушино  место, где жил Симеон Верхотурский — расположено в 61 км от Верхотурья. Мощи святого еще в XIX в. перенесли в Верхотурье. В Меркушино находится место его захоронения, из которого тогда же забил целебный источник. Ради него и пошли сюда люди со всей России.

В селе Меркушино расположено Свято-Симеоновское подворье — одно из двух подворий Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря

Меркушино  крупный центр паломничества. Этим оно обязано Симеону Верхотурскому. Тем, кто хочет узнать о его жизни подробнее, его житие, или биографию, рассказывают на экскурсии в храме.

Если коротко, известно, что этот человек родился в 1607 г. в Центральной России и был дворянского происхождения. Но, прибыв сюда, не имел ни дома, ни средств к существованию. Он пришел в эти места, чтобы посвятить себя Богу. Это был миссионер: он рассказывал о христианстве местным народам  остякам, вогулам, хантам и манси, которые тогда поклонялись языческим богам. 

На пропитание он зарабатывал тем, что шил одежду и ловил рыбу. Пока шил, то жил, ел и пил у заказчика. Денег за работу не брал: всегда не дошивал какую-нибудь мелочь, оставляя работу недоделанной, таким образом избавляя заказчика от обязанности заплатить.

На месте, где он рыбачил теперь разбит парк

Кроме гробницы мощей Симеона Верхотурского, в Свято-Симеоновском подворье под стеклом, покоятся мощи молодого священника — отца Константина. Его подвиг тоже заслуживает внимания. Он был всего 22 лет от роду, когда его арестовали по обвинению в антисоветчине и через несколько дней расстреляли. В воспоминаниях о тех днях говорится, что он не терял самообладания до последних минут жизни. По дороге на казнь он совершил обряд отпевания себя и всех, кого вели вместе с ним.

Красный маршрут

Север Свердловской области стал свидетелем ожесточенных боев Гражданской войны. Тогда здесь проходила дорога из Соликамска в Верхотурье и дальше в Сибирь. По ней отступала белая армия и проходил Колчак. Эти места отмечены братскими могилами красной и белой армий. По большому счету, сейчас мы понимаем, что неважно, на какой стороне воевали эти люди в той войне. Они все чьи-то родственники, а значит, память о них кому-то ценна.

В 1918 г. на берегу р. Актай напротив одноименного детского оздоровительного лагеря стоял насмерть и полег целый полк китайцев. К сожалению, часть захоронений размыла река. Но там сохранились окопы. Причем настолько хорошо, что их можно музеефицировать, рассказывает Наталья Пермякова, специалист Управления культуры, туризма и молодежной политики Администрации Верхотурского городского округа. Все упирается в финансы.

К сожалению, на тот берег реки нет моста, добраться можно только на лодках. Кроме того, нет человека, который занялся бы восстановлением имен этих людей. На месте боев был консул КНР и он отметил, что, если бы люди знали имена солдат, сюда могли  бы приехать их потомки.  

Кстати говоря, в этом полку были и венгры, и австрийцы. Сейчас там стоит памятник. И это не единственная память о гражданской войне в этих местах. Существует так называемый Красный маршрут по местам сражений Гражданской войны. Но пока он не пользуется большим спросом. Наталья Пермякова организовывает сплавы по Туре и параллельно рассказывает об истории этих мест, упоминая и эти события.

Дом народных художественных промыслов и ремесел

Это учреждение, которое занимается сохранением, возрождением, изучением и развитием народных художественных промыслов. Находится по адресу: ул. Карла Маркса, 7 в здании XVII в. Дом работает уже пять лет. По замыслу местной администрации, он должен притягивать сюда туристов с культурно-познавательными целями. Здесь можно купить сувениры, поучаствовать в мастер-классе, послушать народные песни, сплясать самому или просто посмотреть, как это делают другие.

Здесь оборудованы мастерские, где каждый желающий может попробовать себя в берестоплетении, резьбе по дереву, ткачестве, художественной росписи, гончарном деле и некоторых других утраченных ремеслах.

Прядут здесь на раритетных прялках, устройство которых не менялось со времен Древней Руси. А продукцию делают не только по старинке, но и современными способами: наряду с традиционными полосатыми половичками здесь можно купить носки или шарф из альпаки, игрушки амигуруми. 

Команда администрации Верхотурья обучается в «Сколково» по программе «Гостеприимные города». Здесь, на базе Дома ремесел, хотят создать корпоративный туризм, решающий, например, такие задачи, как сплочение коллектива.

Кроме того, здесь замечательно собирают настоящий уральский фольклор и интересно о нем рассказывают

Монастыри как объект предпринимательства

Рассказывая про Верхотурье, нельзя не упомянуть об активной позиции, которую занимают в развитии территории монастыри. Мужской монастырь уже несколько лет производит «Косьминский гостинец» — это своеобразная продуктовая линейка, к которой относится ферментированный иван-чай и другие чаи, варенье из сосновых шишек, кедровых орехов, цукаты из шишек, сиропы из местных ягод и тому подобное.

Монастырь предоставляет рабочие места, отремонтировал детский сад, открыл детский театр. Конечно, монастырское предпринимательство отличается от обычного: монах всегда должен оставаться монахом, он не может озлобиться — суды, конфликты и даже ссоры противоречат монашескому мировоззрению. Во всем остальном это обычный бизнес со всеми сопутствующими ему проблемами. И мы об этом уже рассказывали.

Предприятие можно посетить с экскурсией. Отец Амфилохий рассказал нам, что теперь здесь взялись за производство крафтового шоколада.

Пока изделия не выпускается на продажу  только экспериментальные партии. Дело в том, что в прошлом году в мире, кроме всего прочего, случился кризис в шоколадном бизнесе из-за неурожая какао-бобов. Если до кризиса какао-масло покупалось по 400 руб. за килограмм, сейчас самое дешевое, что есть, стоит 3 тыс. 600 руб. Что-то подобное случалось в 1971 г.

Здесь планируют переждать кризис и в будущем выпускать кедровые орехи и сосновые шишки в  шоколаде собственного производства, покупать готовый продукт монахи не хотят.

В России продается очень дешевый шоколад с высоким содержанием сахара — около 60%. Это даже не шоколад, а глазурь. В такой «обертке» сосновая шишка и кедровый орех теряют вкусовые качества. Другое дело — качественный крафтовый шоколад. Сахара в таком шоколаде должно быть не более 30%,  рассказывает отец Амфилохий. 

Шоколад как еда, как напиток пришел в мир из экваториальных стран Латинской Америки. Племена индейцев майя использовали плоды какао для приготовления обрядовых напитков. За множество лет они культивировали продукт очень высокого качества. Такого шоколада в мире производится всего 12%.

В Россию шоколад из Латинской Америки не попадает, его скупают европейские гиганты рынка. К нам привозят шоколад из африканских стран. Его себестоимость до последнего большого подъема цен была 300 руб. за кг, а латиноамериканский шоколад стоил 1,5 тыс. руб.  это только входящее сырье.

Так что цена конечного продукта обещает быть достаточно высокой, зато и вкусовые качества будут лучшие и в каком-то смысле уникальные. По крайней мере, мы не слышали, чтобы кто-то планировал «закатать» уральские сосновые шишки и кедровые орехи в крафтовый шоколад.

Свято-Покровский женский монастырь также активно занимается производством качественной крафтовой продукции. Рядом с объектами монастыря в Верхотурье есть магазины, в которых можно купить молочную продукцию, сыры, морсы, джемы, пряники и так далее.

Также на территории женского монастыря живут альпаки, с ними можно пообщаться, они очень экстравертные

Загородный клуб «Яблоневый сад»

Три года назад в Верхотурье появился нетипичный для этих мест объект туризма  загородный клуб с гостевыми домиками на берегу реки Туры для семейного, дружеского или корпоративного отдыха на природе.

На 98% он построен на частные инвестиции, а 2% вливаний получено от государства путем участия в нацпроектах. На территории клуба имеется два вида объектов размещения  семь геокуполов, которые построены благодаря нацпроекту, и девять домиков скандинавского типа.

В прошлом году здесь торжественно открыли спа-комплекс с сауной, бассейном и кафе. Еще одна гордость этого сезона  искусственный пруд, где «водятся рыбки и работает платная рыбалка». Пойманную форель можно тут же отправить на мангал, если она не исполнит ваше желание.

На территории две маленькие баньки и одна большая, сибирский чан до шести человек. Есть прокат квадроциклов и авторские маршруты по территории Верхотурского городского округа, которое длится от часа до пяти часов и проходят по заброшенным фермам и деревням.

Весь летний сезон клуб заполнялся туристами на 94%. В будущем году здесь планируют построить еще 10 домиков. А вообще мечтают о выносных беседках над берегом, мини-конюшнях и зоопарке.

Как добраться до Верхотурья

Расстояние между Екатеринбургом и Верхотурьем  301 км. Доехать можно на автомобиле, автобусе или электропоезде «Финист». Все описанные объекты пока не объединены одним туристическим продуктом. Чтобы попасть в загородный клуб или на производство варенья из шишек, нужно звонить туда заранее. Все остальные дестинации отрыты в будни и выходные согласно общепринятому графику работы и дополнительного бронирования не требуют.

Другие материалы в рамках спецпроекта DK.RU читайте по ссылке: «Что я там не видел».