Меню

За схемы с незаконным возвратом налоговых вычетов введут уголовную ответственность

Иллюстрация: freepik.com

Госдума вносит новые поправки в УК. За организацию продажи и представления заведомо подложных счетов-фактур и деклараций будет грозить до семи лет лишения свободы.

Комитет Госдумы по госстроительству 28 октября одобрил ко второму ключевому чтению поправки в Уголовный кодекс (УК), которые предполагают до семи лет лишения свободы за организацию деятельности по представлению в налоговые органы или сбыту заведомо подложных счетов-фактур и налоговых деклараций, пишут «Ведомости».

Депутаты предлагают дополнить УК новой статьей 173.3 «Организация деятельности по представлению в налоговые органы РФ и (или) сбыту заведомо подложных счетов-фактур и (или) налоговых деклараций (расчетов)». Согласно пояснительной записке, организация подобной деятельности от имени юрлиц, образованных через подставных лиц, либо с использованием персональных данных, которые получены незаконно, если все это повлекло извлечение дохода в крупном размере (от 3,5 млн руб.), наказывается: штрафом от 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб., принудительными работами или лишением свободы на срок до четырех лет.

При этом, если действия совершены группой лиц по предварительному сговору и приводят к извлечению дохода в особо крупном размере (от 13,5 млн руб.), то наказание предлагается жестче: принудительные работы на срок до пяти лет или лишение свободы на срок до семи лет. Человек может быть освобожден от ответственности, если преступление совершено впервые и возмещен ущерб в двукратном размере полученного дохода.

Ранее авторы законопроекта объясняли, что широкое распространение получила схема, связанная со сбытом подложных счетов-фактур и налоговых деклараций. Злоумышленники покупают уставные документы организаций, которые зарегистрированы на подставных лиц, от имени которых изготовляются подложные счета-фактуры и налоговые декларации, подтверждающие налоговые вычеты.

По данным ФНС, в 2021 г. таким образом были оформлены незаконные налоговые вычеты на сумму 1 трлн руб. Причем неоднократно отмечалось, что нынешние нормы УК не позволяют привлечь организаторов такой деятельности к ответственности, в том числе и по ст. 327 УК («Подделка, изготовление или оборот поддельных документов»).

Юрист налоговой практики юридической фирмы Vegas Lex Хати Абдурахманова предупреждает, что объективной стороной преступления выступает именно организация деятельности по сбыту и представлению в налоговые органы заведомо подложных счетов-фактур и (или) налоговых деклараций.

Но даже с учетом уточнения нельзя полностью исключить риск привлечения к ответственности должностных лиц предприятий, в чьи обязанности входит регулярная подготовка счетов-фактур и налоговой отчетности предприятия, что также может быть квалифицировано правоохранительными органами как «организация деятельности по представлению и сбыту», — предупреждает эксперт.

Партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов считает, что в данном случае совершенствуется законодательная база, которая ранее не предусматривала прямых норм и положений об ответственности за определенные виды действий:

Для примера можно указать введение уголовной ответственности за создание юридических лиц без реальной цели ведения хозяйственной деятельности. Это самостоятельный состав, который родился из условий отсутствия возможности преследовать номиналов по закону, — напоминает эксперт.

Как рассказывал DK.RU, весной 2024 г. комитет Госдумы по госстроительству и законодательству рекомендовал увеличить пороги крупного и особо крупного ущерба для квалификации экономических преступлений. В частности порогом для крупного ущерба станет 18,75 млн руб., а для особого крупного — 65,25 млн руб.

При совершении валютных операций по переводу денежных средств на счета нерезидентов с использованием подложных документов крупным размером предлагается считать 13,5 млн руб. (сейчас — 9 млн руб.) незаконных переводов в течение года, особо крупным — 65 млн руб. (45 млн руб.).

Напомним также, что во время обращения к Федеральному собранию в феврале 2024 г. президент Владимир Путин предложил ряд мер, которые должны упростить жизнь российскому бизнесу, сообщал DK.RU. 

Например, некрупный бизнес сможет раз в пять лет брать кредитные каникулы на полгода без ухудшения кредитной истории. Также с 2025 г. президент поручил перейти на риск-ориентированный подход и минимизировать проверки бизнеса.

Однако самым главным стал анонс амнистии для компаний из реестра МСП, которые дробили бизнес, чтобы снизить налоговую нагрузку.