Оператор давно сетует на то, что ему сложно конкурировать с маркетплейсами, для которых установлены более простые правила торговли. «Почта» хочет поменять условия для доставки заграничных товаров.
Почта России предложила ввести новые правила для доставки товаров из-за границы, пишет РБК, ссылаясь на письмо главы Минцифры Максута Шадаева министру экономического развития Максиму Решетникову, к которому приложены предложения «Почты», подписанные замгендиректора этой компании Аланом Козоновым.
Предложения направлены на то, чтобы сохранить или повысить долю «Почты» на рынке трансграничной электронной торговли, и связаны с формированием реестра операторов электронной торговли.
Напомним, в августе 2024 г. Россия ратифицировала изменения в Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ЕАЭС), которые вводят новое регулирование для товаров, купленных через интернет.
Согласно обновлению, товары трансграничной торговли будут выделены в отдельную категорию, на них придется заполнять декларации. Появится институт оператора электронной торговли (будет осуществлять таможенное декларирование, уплачивать в отношении таких товаров таможенные пошлины, налоги, нести ответственность за недостоверное таможенное декларирование). Кроме того, будут созданы специальные склады для товаров электронной торговли, на которые поступают товары до того, как их растаможат и выставят все необходимые акцизы и пошлины.
Изменение правил может серьезно повлиять на компании, ориентированные преимущественно на трансграничную торговлю: AliExpress, CDEK.Shopping, направления Global у Ozon и Wildberries. Почта России также может пострадать от новых правил — для нее этот сегмент является самым высокомаржинальным, доля «Почты» в трансграничных поставках составляет 50-60% по отношению к другим перевозчикам, писал DK.RU.
Чтобы сохранить эту долю или даже увеличить ее, «Почта» предлагает наделить операторов электронной торговли следующими критериями:
- есть в собственности, аренде или управлении на всей территории страны помещения для хранения, доставки, приема и выдачи товаров;
- есть информсистема для обмена данными по единой системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) с МВД, подтверждения личности получателя товаров, хранения и обработки данных получателя;
- на лицевом счете есть неснижаемый остаток авансовых платежей в размере не менее €3 млн;
- уставный капитал составляет не менее 100 млн руб.
Предложения «Почты» по суммам «отсечки» для операторов намного превышают озвученные ЕАЭС. Так, на совете Евразийской экономической комиссии предлагалось установить размер обеспечения исполнения обязанностей оператора электронной торговли на уровне 500 тыс. евро.
Это (€3 млн — РБК) достаточно существенное обеспечение, которое, по сути, будет заморожено на счету оператора и отсечет от участия в реестре значительную часть компаний не только среднего, но и крупного бизнеса, — обращает внимание президент Ассоциации транспортно-логистических и почтово-курьерских компаний России Александр Митюков.
Избыточным он считает и предложение по размеру уставного капитала. «C учетом предлагаемых требований даже крупным компаниям придется увеличить уставный капитал в 8–10 раз (сейчас он в среднем составляет 10 млн руб.). Для средних и мелких игроков предлагаемые требования по обеспечению будут непроходными», — подчеркнул Митюков.
По его мнению, повышение доли «Почты» на рынке трансграничной электронной торговли «логично реализовать за счет оптимизации собственной бизнес-модели», а не ужесточения требований для входа компаний в реестр операторов.
Издание обратилось в Ассоциацию трансграничной электронной торговли и экспресс-доставки (АТЭД), ее специалисты сообщили, что инициатива «Почты» противоречит антимонопольному законодательству, поскольку компания таким образом пытается снизить конкуренцию с другими игроками.
Дело в том, что на статус оператора электронной торговли могут претендовать все крупные перевозчики. Сейчас, по сведению АТЭД, доставка заказов из интернет-магазинов распределена примерно поровну (по 70 млн отправлений в год) между «Почтой России» и экспресс-перевозчиками (12 компаний, включенных в реестр ФТС). Все они могут стать операторами электронной торговли. Однако, если «Почта» сумеет продвинуть свои предложения, многие из претендентов не смогут соответствовать условиям по уставному капиталу и сумме обеспечения.
Ассоциация выражает обеспокоенность по поводу инициативы о наделении Почты России функцией единственного оператора электронной торговли на территории России, — говорится в письме АТЭД, направленном в понедельник, 28 октября, в профильные министерства и ведомства.
В ассоциации опасаются, что ограничение числа трансграничных операторов приведет к падению скорости доставки и качества услуги для потребителя. Кроме того, могут снизиться и поступления таможенных пошлин и налогов в бюджет. В итоге пострадает как сегмент трансграничной доставки в целом, так и большое количество компаний малого и среднего бизнеса, «которые годами обеспечивали российских потребителей качественным сервисом и ассортиментом товаров, инвестируя в совершенствование технологий, программное обеспечение, предоставляя тысячи рабочих мест, увеличивая налоговые поступления и обеспечивая прозрачность цепочек поставки».
В своем письме «Почта» подчеркивает, что ее доля на рынке трансграничной торговли сокращается — с 311,3 млн почтовых отправлений в 2018 г. до 88,6 млн штук в 2023 г. Компания связывает это с «неравными регуляторными условиями». В частности, если маркетплейсы и экспресс-перевозчики могут выдавать товары любому физлицу по предъявлению QR-кода, то «Почта России» обязана пользоваться только почтовой документацией и объектами почтовой связи, а также соблюдать тайну связи. Да и в целом жесткое госрегулирование мешает оператору полноценно развиваться.
Читайте также на DK.RU: Почта России расширила географию доставок в Центральной Африке