Лидером по росту цен традиционно станут продукты питания. Но также подорожают обувь, одежда, услуги ЖКХ и образования. Фактически все будет расти гораздо быстрее инфляции.
Банк России, ужесточая денежно-кредитную политику, не может обуздать инфляцию. Цены неудержимо растут во всех потребительских сегментах, не помогает ни госрегулирование, ни точечная работа властей с производителями.
Продовольственная корзина может подняться в цене на 10-15%, говорят эксперты, опрошенные агентством «Прайм».
Цены на продукты питания — одна из самых волатильных категорий. В 2025 г. мы, скорее всего, увидим очередное повышение. Из-за роста цен на сырье и логистику, а также возможных колебаний курса валют, продовольственные товары могут подорожать на 10-15%. Особенно это будет заметно в ценах на импортные продукты, сезонные фрукты и овощи, — прогнозирует руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.
Уже в этом году рост цен в различных категориях превысил все прогнозируемые властями пределы. Так, DK.RU писал, что на 15-20% подорожала рыба, в полтора раза выросла в цене икра, на 9% — молоко, да и в целом потребительская корзина россиян стала дороже на 9-50%. Но самым неожиданным стал рост цен на сливочное масло — из-за дефицита и удорожания сырья производители подняли его стоимость минимум на 18%, и это не предел.
Средняя стоимость молока может увеличиться до 90 руб. за литр, что на 10-15% выше нынешних значений. Мясные изделия также подвержены росту: говядина — до 700-800 руб. за килограмм (рост на 12%), а свинина — до 500-600 руб. за килограмм (рост на 10%). Кроме того, в случае дефицита импортных продуктов, таких как фрукты и овощи, цены могут вырасти на 15-20%. Например, средняя стоимость картофеля может увеличиться до 40 руб. за килограмм, а помидор — до 150 руб. за килограмм, — отмечает вице-президент Ассоциации экспортеров и импортеров, управляющий партнер юридической компании «Лекс Альянс» Артур Леер.
>>> Шоколад, йогурты, пиво. Производители уведомили ритейлеров о повышении цен на 5-40%
Менее доступными станут одежда, обувь и другие товары, бюджетные бренды перейдут в среднюю ценовую категорию и выше, считают аналитики. Связано это с удорожанием кредитов для производителей и недоступностью многих импортных товаров.
Все большую долю семейного бюджета будут «отъедать» услуги ЖКХ. Как сообщал DK.RU, в 2025 г. в секторе жилищно-коммунальных услуг ожидается очередная индексация тарифов, в итоге придется платить на 10-12% больше.
Рестораны, кафе и другие развлечения также станут дороже для россиян. Рестораторы уже сообщили, что до конца 2024 г. цены вырастут минимум на 10%, на большее повышение они не решатся, хотя затраты выросли значительно.
Рестораторы вынуждены повышать цены, потому что так работает экономическая модель. Если этого не сделать, не будет денег для закупки продуктов, оплаты налогов и выплаты зарплат. Причем последнее, как правило, бьет по бюджету особенно сильно. Людей в отрасли не хватает катастрофически, прежде всего линейного персонала — поваров, официантов, уборщиков и других, — сообщал председатель Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров.
Также ожидается рост стоимости образовательных услуг в 2025 г., говорит руководитель департамента продаж и клиентской поддержки компании «Альфа-Форекс» Александр Шнейдерман:
Детские сады, школы и лицеи в городах федерального значения, особенно в Москве, ощутят на себе серьезное повышение цен. По нашим прогнозам, цены на услуги в этой сфере могут вырасти как минимум на 10%, учитывая не только инфляцию, но и рост затрат на содержание образовательных учреждений и заработную плату педагогов.
Напомним, что только 20% граждан России имеют накопления. Каждый шестой не проживет без постоянных доходов и недели. Такие выводы сделали исследователи аналитического центра НАФИ и СК «Росгосстрах Жизнь». В опросе приняли участие 1,6 тыс. человек старше 18 лет из всех регионов страны.
15% опрошенных заявили, что их накоплений хватит на привычную жизнь сроком от трех до шести месяцев, а 12% — на полгода и больше.
Каждый пятый (21%) опрошенный рассказал, что ему хватит накоплений на один месяц, каждый шестой (17%) сможет прожить без дохода менее одной недели.
Чаще люди с финансовой подушкой встречаются среди жителей городов-миллионников (38%), с высшим образованием (37%), руководителей (54%), квалифицированных специалистов (37%), а также тех, кто оценил уровень своего заработка как хороший или отличный (42%).