В крупных городах средняя стоимость дополнительных услуг составляет 18–25% от суммы кредита на автомобиль. ЦБ недоволен ситуацией и предложил для начала банкам повлиять на дилеров.
Крупные банки предупредили автодилеров о разрыве сотрудничества и «блокировке» партнеров за включение невозвратных дополнительных услуг в «тело» автокредитов, пишет РБК.
Как пишет издание, кредитные учреждения активизировали контроль за автокредитованием после жестких заявлений председателя ЦБ. В сентябре глава регулятора Эльвира Набиуллина сообщила о росте жалоб от тех, кто оформлял кредиты на машины. Старший проектный лидер Frank RG Станислав Сухов объяснил, что недавно действительно состоялась встреча крупных банков с представителями ЦБ:
Регулятор попросил участников рынка своими силами побороться с этой ситуацией, с недобросовестными практиками. Банки пришли к консенсусу, начали эту историю продвигать и рассылают дилерам письма с новыми условиями, — говорит он.
Чем больше спрос на автомобили и выше ключевая ставка, тем чаще продавцы склоняют россиян к покупке машин в кредит с дополнительными услугами, говорит руководитель проекта Народного фронта «За права заемщиков» Евгения Лазарева:
Мы отмечаем, что количество подобных жалоб в 2022 г. на 20% выше, чем в 2021 г. В ушедшем году их стало еще на 15% больше, и есть все основания полагать, что ту же картину мы увидим по итогам 2024 г., — говорит она.
В информационных письмах банки сообщают дилерам, что впредь не будут выдавать автокредиты, если в заявке в «тело» ссуды включена стоимость дополнительных услуг, которые де-факто являются невозвратными, поясняет вице-президент ассоциации РОАД Алексей Григорьев.
В крупных городах средняя стоимость дополнительных услуг составляет 18–25% от суммы кредита на автомобиль, а на региональном рынке этот «чек» чуть ниже — 10–15%, — оценивает Григорьев.
Компания Frank RG провела серию «тайных покупок» в автосалонах и выяснила, что в среднем доппродукты составляют 20% от суммы автокредита, но могут достигать и 70%.
Дополнительные продукты от продавцов машин делятся на те, что «зашиваются» в «тело» кредита, то есть оплачиваются за счет заемных средств, и те, что оформляются отдельно. В первом случае стоимость таких опций может быть высокой и составлять от 20 до 60% от суммы автокредита. Когда клиент оплачивает дополнительные услуги самостоятельно, их цена эквивалентна 1–10% суммы кредита, а в экстремальных случаях достигает 45%, — говорит Станислав Сухов.
Автоэксперт, главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков объясняет, что таким образом дилеры стараются заработать, потому что просто продажа автомобиля в кредит — немаржинальный бизнес:
Автодилер зарабатывает от банка за кредит, за продажу страховки и от продажи аксессуаров и «допов», которые зачастую ему в обязательном порядке навязывает уже производитель, — уточняет он.
При этом участники рынка полагают, что вряд ли банки на самом деле будут отказывать в кредитах, потому что кредитные учреждения являются главными выгодоприобретателями. Решить проблему навязывания допуслуг при покупке автомобиля в кредит помогут только оборотные штрафы для дилеров, уверены собеседники издания.
Ранее DK.RU рассказывал, что расходы россиян на обслуживание автокредитов растут, при этом все больше граждан не справляется с обслуживанием задолженности и уходит в просрочку. Согласно данным Объединенного кредитного бюро, в сентябре 2024 г. число заемщиков, у которых есть просрочка сроком до 90 дней, в сегменте автокредитования достигло 31,4 тыс. человек. Это 1,45% от общего числа заемщиков, отмечают аналитики и добавляют, что данный показатель максимальный для сегмента с ноября 2022 г.
Как рассказывал DK.RU, продажи новых легковых автомобилей в России по итогам сентября выросли на 36,7% в годовом выражении и составили 150,9 тыс. единиц. Лидером рынка стал отечественный бренд Lada — реализовано почти 35 тыс. авто. На втором месте — Haval (19,7 тыс. авто, +78% к результатам сентября 2023 г), на третьем — Chery (16,2 тыс. авто, +34%). Всего за девять месяцев 2024 г. продажи новых легковых автомобилей составили почти 1,155 млн машин, что на 61% выше результата за аналогичный период 2023-го.