Ранее монополист предлагал два варианта индексации: либо поднять стоимость тарифов в два этапа на 17,2%, либо единоразово на 22,7%. ФАС предложил компромиссное решение.
Тарифы на железнодорожные перевозки грузов и пассажиров на 2025 г. будут проиндексированы одномоментно с 1 декабря, соответствующий проект подготовила ФАС, пишет «Коммерсант».
Согласно документу, тарифы на грузовые перевозки вырастут на 13,8%. При этом льготные коэффициенты к тарифу 0,4 и 0,895 для дальних перевозок экспортного угля будут отменены на постоянной основе.
Также предусмотрена точечная индексация отдельных тарифов. Тарифы на перевозки контейнеров и минерально-строительных грузов с 1 января дополнительно повышаются на 5%.
Тарифы на порожний пробег вырастут на 10%, но эта индексация коснется только полувагонов, платформ и крытых вагонов, тогда как цистерны и специализированный подвижной состав выведены за рамки распоряжения.
На 11,6% будут проиндексированы тарифы на пассажирские перевозки в регулируемом сегменте (плацкартных и общих вагонах). В нерегулируемом — купе, СВ и вагоны класса люкс — Федеральная пассажирская компания (принадлежит ОАО РЖД) также проиндексирует тарифы на 11,6%.
Кроме того, РЖД с 2025 г. перейдут на промышленную инфляцию в индексации тарифа. Сейчас тарифы индексируются по формуле — «инфляция минус 0,1%» . Новые принципы предполагают использование композитного индекса, где будут учтены индекс цен промышленности, топлива, электроэнергии и т. д.
В ОАО РЖД объясняют, что повышение тарифов необходимо для исполнения обязательной инвестпрограммы на 2025 г.
Президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин говорит, что в целом параметры индексации находятся «на грани терпимости грузовладельцев:
Это не критические значения, но сильно отличающиеся от параметров долгосрочного регулирования.
Как рассказывал DK.RU, ОАО РЖД предлагало ФАС два варианта индексации тарифов на грузоперевозки. Первый — суммарно проиндексировать тарифы на 17,2%, при этом первую индексацию на 3,6% провести 1 ноября 2024 г., а 1 января 2025 г. доиндексировать еще на 13%. Второй вариант предполагал, что тарифы единовременно вырастут на 22,7% с 1 января 2025 г. Так что индексацию тарифов в размере 13,8% можно считать компромиссом.
Напомним, что в последние десять лет индексация тарифа на железнодорожные грузоперевозки в основном держалась в пределах 10%, а в 2014 г. ее в принципе не было. В 2022 г. тариф был суммарно проиндексирован на 18,6%, затем темпы вновь составили 10%.
Ранее эксперты отмечали, что с учетом перехода экономики на военные рельсы и глобального изменения логистических потоков повышения тарифов вполне понятны. Однако монополист катастрофически уронил качество услуг в последние годы: растут обороты вагонов и замедляется их движение.