Предприниматель Виталий Листраткин создал в Первоуральске фандрайзинговую платформу, с помощью которой реализует социальные проекты: строит детские городки, спортивные площадки и др.
В 2012 г. в Первоуральске по инициативе жителей города Виталия Листраткина и Константина Дрыгина была зарегистрирована общественная организация Первоуральцы.рф Изначально она была создана, чтобы собирать средства на различные проекты дворового благоустройства: спортивные площадки, детские городки.
Со временем общественная организация стала помогать гражданам и с другими инициативами. Например заменой окон в «Доме малютки», или установкой освещения около детского городского клуба.
На данный момент проект Первоуральцы.рф реализовал больше 50 инициатив по строительству детских и спортивных площадок и еще с десяток других.
Виталий Листраткин известен читателям DK.RU как сооснователь и директор компании ООО ТГ «Интерра». При этом у предпринимателя есть другие бизнесы — медиагруппа «Интерра Медиа», куда входят сайт, радиостанция, телеканал, интернет-магазин, издательство; Центр тхэквондо «Тангун», а также кофейни «Кот энд Кофе». О своем предпринимательском опыте Виталий Листраткин рассказывает в своей книге «Жизнь в стиле бизнес», которая вышла в прошлом году.
DK.RU поговорил с основателем Первоуральцы.рф Виталием Листраткиным и выяснил, зачем он за свой счет ставит детские городки, много ли денег на это уходит и почему людям бывает сложно смириться с тем, что вокруг них хотят что-то улучшить.
«Мы тоже так хотим»
Первоуральск — классический рабочий город, где нет острой конкуренции между застройщиками, как в городах-миллионниках, так что о благоустройстве дворовых территорий и установке современных детских площадок мало кто задумывается. Виталий Листраткин рассказывает, что из такой простой потребности, как установка нового детского городка, и появилась общественная организация:
— Причина создания общественной организации была весьма банальной и вытекла из житейской необходимости. Когда-то давно я решил благоустроить за свой счет детскую площадку в своем дворе. Спустя несколько лет выяснилось, что один бывший чиновник, который «нарезал» себе земельные участки по всему городу, решил в нескольких метрах от детской площадки открыть алкомаркет. Я ему позвонил, попробовал договориться, объяснил, что у нас классная детская площадка, что наливайка тут точно не нужна. На что он мне ответил: «Ты вообще кто?».
В этот момент я понял, что для разговора с чиновниками необходим какой-то статус. В то время я тесно общался с местным предпринимателем Константином Дрыгиным, у нас были схожие идеи, и мы решили зарегистрировать общественную организацию, которую назвали Первоуральцы.
И когда мы зарегистрировались, получили юридический статус, я стал терзать городскую администрацию и проверяющие органы. Я был очень настойчив — что есть, то есть. В итоге начались прокурорские проверки, и у бывшего чиновника мысли о стройке алкомаркета пропали. История кончилась тем, что участок передали обратно муниципалитету, я предложил устроить там физкультурную площадку. В итоге мы построили шикарнейший спортивный городок, я столько личных денег туда вложил, чтобы всё получилось достойно!
Тот самый спортивный городок, на строительство которого потребовалось около трех лет
А потом из других дворов начали подтягиваться люди и говорить: «Мы тоже так хотим». Ну, ок, стали всем миром собирать на детские дворы. Сначала люди сами собирали деньги, переводили их мне на карту. Но потом я понял, что сбор средств нужно упорядочивать, мы решили использовать схему фандрайзинга и прикрутили возможность через сайт Первоуральцы.рф отправлять пожертвования на реализацию проектов.
За время работы у нас сложились партнерские отношения с фабрикой по производству детских комплексов «Наш Двор», по счастливому стечению обстоятельств их производственная площадка находится как раз в Первоуральске. Без их помощи сложно было бы реализовывать каждый проект.
Почему вы за это взялись? Есть такой популярный вопрос, и я не могу не задать его: «Вам больше всех надо»?
— У меня есть ответ на него. Все люди фигурально похожи на различные части организма. Есть человек-сердце, есть человек-голова, человек-руки, человек-жопа. Я — человек-плечо — это значит, что если кто-то роняет идею, которая попадает мне в сердце, я говорю: «Давай попробуем это сделать». И дальше сажу все это дело к себе на плечи, как боевого попугая, и начинаю реализовывать план.
Причем не исключено, что кроме «давай» человек больше ничего не скажет и не сделает, но мне этого достаточно. Иногда и простого «давай сделаем» достаточно, чтобы организовать какой-то проект.
То, чем вы занимаетесь, это благотворительность?
— Если посмотреть динамику сборов, то мои пожертвования в каждом проекте самые объемные, и это нормально. Но вся эта история с Первоуральцами.рф — это такой храм имени меня, который я каждый день строю. Я бы не сказал, что это благотворительность, потому что каждый проект я формализую. Нет такого, что кто-то говорит: «А постройте нам детскую площадку» и я отвечаю: «Да, вот 200 тыс., конечно, давайте».
Например, кто-то мне пишет: «А давайте у нас во дворе сделаем нормальную площадку, потому что здесь грязь и разруха». Я всегда отвечаю: «Мы с удовольствием поможем сделать вам площадку, но нужно, чтобы вы в произвольном стиле написали бумагу на имя председателя нашей общественной организации. И самое главное — нужно собрать 10-20 живых подписей от ваших единомышленников».
Во-первых, это своего рода краш-тест на серьезность намерений просящих. А во-вторых, оберег для нас от разных контролирующих органов.
Потому что когда мы ставим детские площадки, то примерно в каждом пятом дворе появляется какой-то гусь, которому наша затея не нравится: дети шумят, неудобно стало парковать машину и прочие претензии — дело обычное. Иногда нас пугают прокуратурой. И чтобы отбиваться от таких претензий, у меня всегда наготове письмо на адрес общественной организации, где есть десятки подписей от жителей.
Как часто вы сталкиваетесь с сопротивлением со стороны других жителей, чиновников и прочих неравнодушных?
— Это обычная история. Мне кажется, это какая-то историческая память, которая сложилась у жителей России за десятилетия. Кроме того, третий закон Ньютона нам говорит о равенстве действия и противодействия. То есть, когда ты начинаешь инертную массу шевелить, она будет сопротивляться. Просто так устроен мир.
Возвращаясь к теории о том, что есть человек-плечо, есть человек-сердце… Чиновник — это человек-пружина или человек-сопротивление. Ты на него нажимаешь, пружина в обратную сторону отталкивает. Но когда понимаешь законы, по которым работает мир, то спокойно все преодолеваешь. Любое сопротивление инертного механизма ослабевает с течением времени, поэтому я методично работаю в этом направлении. Иногда приходится очень долго добиваться своего. Например, чтобы получить разрешение на строительство пристроя к школе тхэквондо, потребовалось три года.
Сопротивление вообще бывает разным. У нас был случай, когда мы детскую площадку поставили, а ее потом превратили в развалины, потому что никто не следил за территорией. С тех пор я соглашаюсь вписаться в проект, если в данном дворе живет человек, который может навести порядок, прогнать пьющую компанию или буйных подростков.
Мне периодически пишут жильцы: «Вы ставили нам площадку, у нас сломалась то и то». Тогда посылаем строителей и они все чинят. То есть установка площадки — это не одноразовая акция: поставил и забыл, а марафон, когда приходится постоянно бежать.
Как быстро вы закрываете сборы, активно ли жертвуют благотворители и кто эти люди?
— Построить и установить стандартный детский городок стоит 220 тыс. руб. Если это другие проекты, отталкиваемся от сметы. Например, в «Дом малютки» сборы закрываются мгновенно, буквально два вечера и все. По остальным проектам сборы в среднем длятся 3-4 месяца.
Если у меня есть какие-то свободные средства, то я их вкладываю, покрываю процентов 70-80 расходов. Если у меня у самого идет какая-то стройка, свободных средств нет, то вкладываюсь по минимуму, ждем, когда сбор закроется за счет жертвователей.
Один из крупнейших проектов — мини-парк на Вайнера в Первоуральске
Кто жертвует деньги — Бог его знает. Если человек ранее что-то нам жертвовал и оставил свои контакты, я делаю рассылки, когда начинается новый проект. Плюс по всем своим соцсетям раскидываю информацию, что мы открыли сбор, также публикуем информацию о сборах на городском портале Pervouralsk.Ru. Но чаще всего жертвуют самые обычные жители, иногда какие-то компании переводят деньги.
Например, три года назад мы собирали средства на детскую площадку во дворе, который прилегает к территории завода «Хромпик». И мне прилетает 50 тыс. руб. от акционерного общества «Полипласт». Позже выяснилось, что акционер «Полипласта» Ильсур Шамсутдинов вырос в этом дворе. Вот такая история.
Те проекты, которые вы реализовываете — детские площадки, установка освещения, замена окон и прочее — вообще-то должны делать администрация города, управляющие компании и прочее. Нет ли здесь несправедливости, ведь вы делаете работу за других?
— Что касается управляющей компании, то они просто управляют уже вверенной им инфраструктурой, никак улучшать они ее не будут, да и не должны. Жители, конечно, могут потиранить управляющую компанию, но, если они захотят что-то улучшить, то УК им скажет — ок, у нас средств нет, собирайте деньги.
Что касается различных государственных программ, то это вещь, по которой, строго говоря, фиг что построишь. Например на проект «Тысяча дворов», согласно условиям, 10% должна собрать территория, то есть сами жители. Обычно проекты благоустройства дворов в рамках таких программ дорогие: там сразу проектируют все как надо: спортивные и детские площадки, резиновое покрытие и прочее.
Я считал, что на благоустройства двора, вообще говоря, надо миллионов 10, значит, жители должны где-то найти миллион. Об это требование все и разбивается. Подозреваю, что бизнес помогает жителям участвовать в госпрограмме, какие-то депутаты, читай бизнес. Потом такие площадки обычно торжественно какие-то чиновники открывают. Из моих знакомых, кто хотел реализовать такой проект, до финиша не дошел никто.
На ваших площадках тоже есть таблички со списком тех, кто вкладывал деньги. Это такое публичное «спасибо»?
— Эти таблички у нас появились не от хорошей жизни. Когда появился первый дор, где мы построили спортивный городок и площадку, там все было новое, красивое, покрашенное. Потом мне жители рассказали, что приезжал депутат и на фоне нашей площадки снимал сюжет, как чиновники благоустраивают район.
И тогда я решил, что на каждом нашем проекте будут таблички, чтобы неповадно было.
Есть ли подобные общественные организации в других городах и можно ли ваш опыт повторить в мегаполисах, например в Екатеринбурге?
— Один мой знакомый управляет очень крупной УК, человек он очень пытливый и изучает различный опыт по работе с придомовыми пространствами по всей РФ. И вот он мне говорил, что нигде еще не встречал инициативы, подобной нашей.
Что касается больших городов, то почему нет. Большой город состоит из районов, и по большому счету жители могут создать общественную организацию — не екатеринбуржцы.рф, а орджоникидзевцы.рф, и делать то же самое, что делаю я. Другое дело, что для всей этой истории нужен человек-плечо, который пронесет проект.
Вам никогда не говорили, что вы все это делаете для собственной выгоды, чтобы пойти во власть, стать депутатом и прочее?
— Как же часто мне об этом говорят! «Листраткин хочет получить какие-то бюджетные преференции». Ха-ха! Друзья мои, Листраткин, кроме минуса в своем семейном бюджете, от всей этой истории не получает ничего. Или те, кто не знает мою историю, говорит: «Он пиарится, пойдет в депутаты». Хо-хо! Муниципальным депутатом (без зарплаты) я уже был, мне там не понравилось и вновь идти туда я не хочу.
Какие планы у вас на ближайшее время?
—Каких-то особых планов нет и быть не может, потому что мы всегда отталкиваемся от потребностей «с земли». Если на Первоуральск свалится гора федеральных денег и их хватит на закрытие всех потребностей города, я скажу: «Слава тебе Господи!» и закрою свою организацию. Но, похоже, случится это не скоро.
Читайте также на DK.RU:
Виталий Листраткин: «Подушку безопасности копить точно не хочу, не вижу смысла»
«Укотовлены конкретно». Как Листраткин открыл кофейню с котами без опыта в общепите
«Хочу, чтобы никто не называл таких, как я, жуликами». Вышла книга Виталия Листраткина