Черное и белое доступно для понимания, и чем проще мистификация, рассчитанная на веру, тем выше шансы ее принятия. Что стоит учесть при создании мифа или бренда компании, читайте на DK.RU.
Придумать красивую легенду сложно, но еще сложнее донести, внедрить и сохранить ее в массовом сознании в первозданном виде. Как тенденция к упрощению подачи информации делает сегодня мифы схематичными, в каких случаях трансформация оправданна и насколько важны потребителю привычные алгоритмы, в авторской колонке на DK.RU рассуждает художник, руководитель творческой площадки «Гутенберг» и галереи «Ателье» в Екатеринбурге Кирилл Бородин:
Мне нравятся различные мистификации, когда ты сначала придумываешь, а потом чем больше придумываешь, тем больше сам начинаешь в это верить и выпускаешь миф в реальный мир, отпускаешь его.
Первая моя большая мистификация началась в 2019 г. с истории «находки» под Выборгом в Ленинградской области группы древних артефактов, скульптур непонятного происхождения, похожих на ослов. О «раскопках» я рассказывал в соцсетях, подписчики потребовали экспертизы для подтверждения уникальности находки. Ослов становилось все больше и больше, я делал их из гипса, и пока «шла экспертиза», мне дали возможность разместить их в арт-галерее на Рубинштейна в Санкт-Петербурге. Из этого мифа родились две выставки «Миграция», которые прошли в 2019-2020 гг., а в апреле 2022 г. я развенчал выдумку инсталляцией «Разрешенная фабрика ослов».
СПРАВКА DK.RU
После этой истории на сцену вышел Defensor Infantilis (с латинского «Защитник инфантильности» или «Инфантильный защитник»). Дефенсоры появились в пандемию, я даже не помню четко, как все началось. Я писал серию сказочных животных, придумывал новых существ, создавал их облик и наполнял содержанием. Из этого ряда как-то выделился один персонаж, и с 2019 г. таинственный динозавр в маске, не являясь главной темой моего творчества, периодически проявляется в разных ипостасях.
Таинственный динозавр в маске
Как художник я не смог пройти мимо мирового тренда и захотел создать собственную арт-игрушку, аrt toys, вывести Дефенсора с плоскости холста. Если с ослами форма для отливки гипсовых скульптур создавалась по готовому шаблону, то здесь нужно было придумать все с нуля.
Я использовал принципы конструирования китайских надувных игрушек — есть тушка, есть отдельные лапы, руки-ноги. Пришлось повозиться, после проб и ошибок появилась первая скульптура из алюминия.
Работая над внешним видом Дефенсора, я стремился к созданию подобия древнего артефакта, сурового тотема-защитника. Он мог бы существовать в той реальности, где у человечества была бы другая история развития, иные высшие силы. В этом параллельном Екатеринбурге на месте здания администрации города сейчас находился бы зиккурат, а на месте памятника Ленину или Свердлову стоял бы Дефенсор.
Он вышел в свет с легендой, что археологическая экспедиция в 2014 г. нашла его на Северном Урале, а потом сообщения о раскопках остатков похожих древних культовых скульптур появились из других уголков мира от Крыма до Месопотамии. Ученым с помощью 3D-технологий удалось восстановить тотем, и перед ними предстал загадочный динозавр в маске, которому поклонялись разные народы.
Легенда ушла в народ, мне интересно наблюдать за ее развитием. За пять лет менялось многое — история, форма, даже имя. Дефенсор изначально не был добреньким. Он динозавр в маске, ее носят и герои, и злодеи. Но это сложно воспринимается, что добро и зло относительны и грань между ними тонка. Defensor Infantilis — защитник, но его сущность не определена четко. Кто он — страж хрупкого внутреннего мира людей или борец с царящим вокруг бездумием, охраняющий мир от современных инфантильных людей?
Любая легенда сейчас более чем когда-либо трансформируется и становится более удобоваримой, всегда четко есть положительный герой и отрицательный. Но все неоднозначно. В обществе потребления миф про доброе начало способствует продажам во всех сферах, это факт. Мало кто сегодня помнит, что у прообраза нашего Деда Мороза, святого Николая, был антипод, которым пугали плохих детей. Черт Крампус не просто не приносил подарки, а мог забрать ребенка и убить его за плохое поведение — утопить или съесть.
Общение с любыми высшими материями у многих сегодня происходит по одному принципу: ты выполняешь определенные ритуалы и высказываешь просьбу. Так потребитель транслирует, что он соблюдал условия игры, был хорошим, и ждет вознаграждения, бонусов, совершения обмена. Как на рынке.
На удовлетворение потребностей направлены все продажи, в т.ч. оберегов — для получения благ для себя или близких, исполнения желаний, защиты или достижения счастья. Никто не будет покупать пугающие, отнимающие амулеты, которые несут в себе кару и наказание.
В бизнесе точно так же используется мифотворчество для создания положительного образа компании. Миф от жизни часто сильно отличается, поэтому клиенты недовольны, когда их представление о бренде разрушается о реальность, например когда товар или услуга оказывается низкого качества или подводит уровень сервиса.
Двойственность и упрощение мифа
Дефенсор может быть добрым для тебя, но злодеем для кого-то другого. То есть он не защищает по умолчанию хороших людей от плохих, он твой личный защитник. И тут возникают непростые вопросы — какой ты сам, какими ты считаешь других людей? Если создать свой внутренний свод правил, двойственность природы Дефенсора может стать сдерживающим фактором, ты не будешь совершать какие-то поступки, опасаясь его карающей силы. Ведь неизвестно, как оценивает тебя сам Дефенсор.
От упрощения мифа, например, появились загадывания желаний. Изначально их не было, но на большой выставке в «Синара Центре» в 2022 г., где впервые выставлялись не только картины, но и скульптуры, появился ритуал потереть животик Дефенсору и загадать желание. После этого сама фигурка динозавра из алюминия, фарфора или серебра, а также ее предназначение стали зрителям более понятными, восприятие облегчилось. Это понятное действие, во многих городах мира стоят изваяния с блестящими частями от многочисленных прикосновений.
Условно, есть Ангел единой надежды в парке «Оленьи ручьи», а есть Дефенсор, одного надо подержать за крыло, второго погладить по животу, каждый — хранитель со своим радиусом действия. Со временем я стал шутить, что если квартира или офис большие, то надо правильно рассчитывать площадь защиты, одна моя скульптура действует примерно на 50 кв. м.
В том числе поэтому художники в наше время стали много рассказывать о своем искусстве. Я прямо ненавижу это, потому что знаю, что процесс намного сложнее, либо наоборот, намного проще, чем это преподносится в коротких видео в соцсетях. Мне не нравится, когда человека по проторенной дорожке подводят к одному определенному смыслу, хотя, безусловно, каждый художник творит свой мир, создает пространство, уходит в него и контролирует в нем отношения.
Порой так комфортнее для зрителей, когда ты расписываешь роли. Искусство намного глубже, а художник опускает перед зрителем занавес, ставит ширму, потому что требуется интерпретация, приближение, чтобы донести смысл. Иначе зритель не увидит ничего или считает то, что позволяют ему образование, жизненный опыт, мировосприятие, увидит то, чего художник там не подразумевал.
То, что зацепило художника, необязательно будет показано напрямую. Ты порой сам не сразу понимаешь, для чего ты что-то делаешь, что ты имел в виду, когда писал. Только через время неосознанные впечатления, перенесенные на холст, проявляют смысл и глубину.
Вообще опасно читать биографии художников. Иногда я смотрю на искусство, если мне какое-то произведение нравится, читаю, что художник в этот момент делал. Я не всегда рад, что захотел сопоставить жизнь и творчество и что-то узнал, не всегда надо докапываться.
Мне не нравится, когда от образа остается схема. Но добрый тотем, милый динозавр публике ближе и удобнее, он больше нравится, в него проще поверить. Хотя Дефенсор, повторю, неоднозначный персонаж, он не вселяет страх, но не факт, что он в привычном смысле добрый. Дефенсор в мифе был наделен неклишированными функциями, так же, как, например, свинья-единорог, которая живет в этом мире и вроде бы борется за правду. Но людям свойственно наделять вещи какими-то характеристиками. Если человек испытывает потребность в переносе чувств, он найдет объект, публичную персону или предмет, который его удовлетворит, будет в него верить, сделает из этого собственный культ.
Порой возникает чувство, что для каких-то людей объект — это я, вернее, миф о художнике Кирилле Бородине, не о человеке. Так сложилось в их жизни, и Дефенсора в любой ипостаси — в живописи, в графике или в скульптуре — они приобретают, чтобы установить свою связь с этим мифом. В кого они верят в этом случае, в Дефенсора или в меня, сказать сложно.
Есть люди, которые серьезно воспринимают именно Дефенсора, хотя я понимаю, что попадись им кто-то или что-то в определенный момент вместо него, то место было бы занято. У каждого свои суеверия, приметы, талисманы, я сам такой же. С возрастом желание окружить себя амулетами и оберегами усиливается, так Дефенсор в одном из воплощений стал ювелирной подвеской.
Я вообще пришел к выводу, что верования и современное искусство очень похожи. Обе сферы деятельности создают и продают мифы, смыслы, надежды. У культовых сооружений есть реликвии, иконы, праздники, у музеев — уникальные лоты и выставки, люди едут туда и туда, чтобы посмотреть и приобщиться. Если взять коллекционеров, то они собирают предметы, наделяя их чем-то более глубоким, чем просто художник картину нарисовал. Ценители несут пожертвования на алтарь современного искусства, каждый строит или выбирает свой храм.
Мне нравится, что каждый центр современного искусства — это место и способ общения со всем миром на одном языке. Мы можем в Екатеринбург приглашать художников из других стран и находиться в едином культурном коде, легенды и мифы объединяют человечество.
Читайте также на DK.RU:
>>> Кирилл Бородин: «До воплощения доходит не больше 20% гениальных идей, и в другом виде»
>>> Кирилл Бородин: «Картины — не материальный мир, это то, без чего люди живут без проблем»