Ключевая ставка на уровне 21% неэффективна против роста инфляции, но грозит экономическим спадом и обвалом инвестиций в экономике России уже в ближайшее время, уверены эксперты.
Экономика России оказалась поставлена перед угрозой стагфляции — одновременной стагнации (или спада) и высокой инфляции, пишет РБК со ссылкой на экономистов Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП).
В аналитической записке «О рисках стагфляции в российской экономике» эксперты спрогнозировали, что текущий уровень ключевой ставки модет подтолкнуть экономику к сценарию развития «шока со спадом производства» с высоким потенциалом корпоративных банкротств и разрастанием неплатежей.
Ключевая ставка на уровне 21% создает риск экономического спада и обвала инвестиций в экономике России уже в ближайшее время, — пишут экономисты ЦМАКП.
Там объясняют, что инвестиционные проекты со средними сроками окупаемости (до 5 лет) при текущем уровне безрисковой доходности (то есть 18,4% годовых по ОФЗ со сроком погашения через 5 лет) должны за это время не только выходить на окупаемость, но и приносить суммарную чистую прибыль в размере не менее 130% от вложенных средств.
Кроме того, предприятия обрабатывающей промышленности все чаще говорят, что высокий процент по кредитам ограничивает рост производства. При этом в ЦМАКП прогнозируют, что доля предприятий обрабатывающей промышленности, у которых нагрузка процентных платежей на прибыль находится на рискованном уровне (превышает 2/3 EBIT), увеличится к концу 2024 г. по сравнению с 2023-м более чем вдвое и превзойдет 20%. Это создает высокий потенциал корпоративных дефолтов и банкротств:
Разрастание взаимных неплатежей в экономике помимо удара по производству будет вести к снижению прозрачности бизнесов, а также может вызвать негативные социальные последствия, — говорят экономисты.
В то же время эксперты отмечают, что эффективность высокой ключевой ставки в борьбе с инфляцией вызывает вопросы:
Можно констатировать, что эта политика лишь ограниченно эффективна в отношении снижения инфляции — но несет недопустимо высокие риски провоцирования рецессии и разбалансировки процессов воспроизводства в реальном секторе, особенно в низкорентабельных секторах и секторах с длительными сроками реализации проектов (прежде всего, в машиностроении), — сказано в записке ЦМАКП.
Там указывают, что рост расходов бюджета на льготные кредиты и госдолг, слабая чувствительность потребкредитования к ставке и рост «квазипроцентных» платежей нивелируют эффект высокой ключевой ставки и инфляция продолжает разгоняться.
Как ранее сообщал DK.RU, 25 октября 2024 г. Совет директоров Банка России принял решение повысить ключевую ставку на 200 б.п., до 21,00% годовых. Предыдущее значение ставки составляло 19%. Сегодняшний размер ключевой ставки является рекордным с момента ее введения в 2013 г. При этом ЦБ допускает рост ставки до 23% уже на следующем заседании в декабре. Некоторые депутаты Госдумы выступили с критикой в адрес ЦБ.
Рост ключевой ставки правительство и Банк России объясняют целью снизить годовую инфляцию до 4,5-5,0% в 2025 г. и до 4,0% — в 2026 г. Это намного ниже, чем текущие показатели, сообщал DK.RU. Так, в сентябре текущий рост цен с поправкой на сезонность увеличился до 9,8% в пересчете на год после 7,5% в августе, а показатель базовой инфляции вырос до 9,1% после 7,7%, это максимальные значения с начала текущего года.
Ранее бизнес уже отмечал, что из-за высокой ключевой ставки предприятия все чаще сталкиваются с неплатежами со стороны контрагентов. Дело в том, что заемные финансовые ресурсы остаются недоступными для бизнеса, также компании заявляют о недостатке оборотных средств.
Представители банковской сферы прогнозируют, что 2025 год может стать минимальным за последние 10 лет периодом по приросту кредитного портфеля банков как в розничном, так и в корпоративном сегменте. Такую ситуацию участники рынка называют «кредитной засухой», писал DK.RU.