Сейчас предельное время нахождения машины после ДТП на СТО составляет 30 дней. Но за это время не удается получить нужные запчасти — мешают санкции и трудности в международных расчетах.
Депутаты Госдумы в первом чтении приняли законопроект об увеличении предельного срока ремонта по ОСАГО поврежденного в ДТП транспортного средства в полтора раза — до 45 дней.
Поправки инициировал глава комитета Совфеда по экономической политике Андрей Кутепов, пишет «Коммерсант».
Сейчас работает следующая схема: владелец автомобиля, который пострадал в ДТП не по своей вине, может выбрать два варианта возмещения ущерба — получить его деньгами или сдать машину для ремонта на авторизованный автосервис. Чаще пострадавшие выбирают первый вариант, на второй приходится всего 6,1% выплат, подсчитали в Российском союзе автостраховщиков (РСА). То есть пострадавшие в ДТП заведомо выбирают проигрышный вариант (стоимость ремонта практически никогда не укладывается в то, что выплатила страховая по ОСАГО), зато они остаются при автомобиле. Если же отдавать его на СТО, то можно остаться без машины на месяц и больше, многим это неудобно.
По закону, максимальный срок нахождения автомобиля на ремонте по ОСАГО сейчас составляет 30 дней. Если ремонтники в него не укладываются, страховая платит автовладельцу неустойку за каждый день просрочки в размере 0,5% от суммы возмещения. Позже эту сумму страховая компания взыскивает со станции техобслуживания.
Однако все чаще отремонтировать машину за месяц не удается. Андрей Кутепов объясняет это проблемами с поставками запчастей, которые вызваны разрывом логистических цепочек. В РСА добавили, что трудности у поставщиков возникают и из-за проблем с расчетами за поставленные запчасти — иностранные банки опасаются вторичных санкций.
Особенно сложно уложиться в срок, когда на ремонт поступают автомобили иностранных брендов, в том числе китайские.
До сих пор не решены проблемы с запчастями для автомобилей китайского производства, — рассказали в РСА. — Дефицит запчастей к таким машинам постепенно сокращается, но необходимого насыщения рынка пока еще нет.
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин не считает проблему такой уж серьезной, он уверен, что запчасти из Китая можно свободно доставить за две недели «от порога до порога». Он думает, что повышение срока ремонта может стать инструментом давления на автомобилистов, недовольных размером компенсации по ОСАГО: «Большинство граждан не будут соглашаться на 45-дневный ремонт и возьмут деньгами. Которых, впрочем, на нормальный ремонт обычно не хватает».
Депутаты в ходе обсуждения отметили, что ремонт отечественных автомобилей в большинстве случаев укладывается в 30-дневный срок, поскольку многие запчасти — отечественного производства. Поэтому есть смысл сохранить для них прежний срок ремонта в 30 дней, считает, в частности, депутат Олег Леонов из фракции «Новые люди». Он напомнил, что более 33% российского автопарка составляют машины российских брендов.
Страховщики давно сетуют, что стоимость ОСАГО в России не покрывает реальных затрат на ремонт пострадавших автомобилей. В сентябре стало известно, что участники рынка через отраслевую организацию — «Национальный автомобильный союз» (НАС) — пытаются пролоббировать повышение тарифов ОСАГО для легковушек. Возможно, им это удастся уже в этом году, писал DK.RU, ведь для грузовиков и мотоциклов тарифы уже подняли.
Интересно, что многие эксперты считают, что «автогражданка» вообще себя изживает. Когда вводили обязательное автострахование, предполагалось, что это облегчит водителям жизнь — не нужно будет обращаться в суды, привлекать к оплате ремонтов других участников ДТП и т.п. На деле же оказывается не так — судиться приходится и самим страховым со СТО, и пострадавшим с виновниками аварий.
Сама идея ОСАГО себя дискредитировала, потому что она преподносилась нам как способ избавить потерпевшего от беготни по судам. Именно поэтому сейчас многие полис не покупают. Штраф за его отсутствие составляет 800 руб., проверяют его крайне редко, — считает адвокат автомобильного движения «Свобода выбора» Сергей Радько.
Сейчас без ОСАГО ездит порядка 8–9% от 40 млн автовладельцев, полиса нет как минимум у 3,2 млн водителей, рассказывал DK.RU. Чтобы побудить водителей оформлять обязательную страховку, Минюст подготовил законопроект, по которому отсутствие ОСАГО будут фиксировать камеры дорожного движения, и раз в сутки водителю будет назначаться штраф.
Российский союз автостраховщиков подсчитал, что штрафы за отсутствие ОСАГО по камерам принесут 2 млрд руб. в бюджет ежегодно.
Ранее DK.RU писал, что Госдума в основном чтении приняла законопроект, по которому ОСАГО исключается из списка обязательных документов при постановке машины на учет. Изменения вступят в силу с марта 2025 г.