Меню

Власти грозятся поднять штрафы за нарушение ПДД уже с января. За что и на сколько?

Иллюстрация: DK.RU

Большинство нарушений станет «дороже» на 50%. Изменятся и сроки «льготной» уплаты, также в прошлое уйдет 50-процентная скидка за своевременное погашение штрафной суммы.

Сегодня правительственная комиссия по законопроектной деятельности рассмотрит поправки к Кодексу об административных правонарушениях (КоАП). В них, в частности, говорится об изменении системы штрафов за нарушение правил дорожного движения (ПДД), рассказали «Ведомости».

Так, езда без ремня безопасности «подорожает» с 1000 руб. до 1500 руб. За управление транспортным средством (ТС) в состоянии алкогольного опьянения или передачу права на управление ТС придется заплатить 45 тыс. руб. вместо 30 тыс. руб. В такую же сумму обойдется отказ от медосвидетельствования.

Превышение скорости также будут наказывать жестче: вместо нынешних 500–5000 руб. будет применяться вилка 750–7500 руб. Штраф за несоблюдение требований дорожных знаков или разметки изменится с 500–5000 руб. на 750–7500 руб. Наказание за причинение легкого вреда здоровью при нарушении ПДД увеличится с 2500–5000 до 3700–7500 руб., а среднего — с 10 000–20 000 до 15 000–30 000 руб.

Возможно, в прошлое уйдет и возможность сэкономить на оплате штрафов. Напомним, сейчас в течение 20 дней после выхода постановления можно оплатить большинство штрафов со скидкой 50%. Если изменения будут одобрены, то скидка снизится до 25%. Зато до 30 дней увеличится срок льготной оплаты. Источник «Ведомостей» объяснил это тем, что «культура оплаты штрафа «со скидкой» и в электронном виде уже достаточно глубоко укоренилась», поэтому свою цель она достигла.

Интересно, что повышение коснется одного из самых распространенных в России нарушений — превышения скорости на 20-40 км/ч, на него приходится 73% всех вынесенных постановлений.

По словам доцента Финансового университета при правительстве Петра Щербаченко, штрафы в России не повышались с 2013 г., при этом инфляция с 2013 по 2024 г. составила 70%. Так что размер штрафов за многие нарушения не является достаточным сдерживающим фактором для водителей: «С учетом действующих скидок [в 50%] сумма штрафа становится настолько малой, что не вызывает серьезных последствий для нарушителей».

Эксперты издания уточняют, что собранные со штрафов средства направляются в бюджеты регионов, часть денег, вырученных с увеличенных штрафов, будет направлена на развитие дорожной инфраструктуры.

Ранее стало известно, что 40% всех камер фиксации нарушений правил дорожного движения (ПДД) существуют лишь на бумаге, точнее это просто «картинки-пугалки» в навигаторах. Между тем эта ситуация увеличивает риск аварий, поскольку водители, увидев уведомление о камере, резко снижают скорость, а после снова увеличивают. Такое поведение называется «эффектом кенгуру». На несоответствие статистики на сайте ГИБДД реальным данным, озвучиваемым МВД, обратил внимание Национальный автомобильный союз (НАС). Эксперты НАС считают, что МВД должно распорядиться о том, чтобы убрать информацию о фейковых камерах из информационных баз.

Ранее DK.RU рассказывал о том, как влияют камеры фотовидеофиксации на аварийность. Их начали внедрять с 2008 г., и все это время на дорогах наблюдалось существенное снижение смертности.

Если раньше каждый год на дорогах гибло 30 тыс. человек, то сейчас — около 14 тыс. А если говорить непосредственно о местах установки камер, в первые полгода количество нарушений там снижается в шесть раз, а число ДТП и погибших в авариях — примерно на 40%, — рассказал в интервью DK.RU директор департамента безопасности дорожного движения и аналитики ГК «Урбантех» Александр Домбровский (совместно с общественным советом при Минтрансе РФ и ВШЭ участвует в создании ежегодного рейтинга регионов по безопасности дорожного движения).

Осенью президент Путин подписал указ, по которому водителей будут лишать прав за езду с нечитаемыми номерами. Речь идет об использовании устройств, которые препятствуют идентификации автомобильных номеров, позволяют их видоизменить или скрыть. За повторное нарушение владельцев автомобилей будут лишать водительских прав на срок от одного года до 1,5 лет.

Также с 1 сентября 2025 г. автошколы смогут разрабатывать собственные онлайн-программы, чтобы обучать вождению дистанционно. Это облегчит процесс обучения и снизит некоторые расходы автошкол.