Меню

Переломный момент? Выдача автокредитов рухнула на 37% по итогам октября

Иллюстрация: freepik.com

При этом средний срок кредита на покупку авто увеличился до пяти лет и 10 месяцев, а средний размер — до 1,44 млн руб. Падение продаж новых автомобилей в ноябре может составить 25–30%.

Объем выдач автокредитов в октябре сократился на 37% по сравнению с предыдущим месяцем, пишут «Известия» со ссылкой на данные Объединенного кредитного бюро (ОКБ).

Всего за месяц было выдано более 86 тыс. ссуд на 123 млрд руб. Срок кредита на покупку авто увеличился до пяти лет и 10 месяцев, а средний размер — до 1,44 млн руб.

Начальник управления макроэкономического анализа Совкомбанка Никита Кулагин отметил, что с учетом первоначального взноса в 20–30% стоимость среднего нового автомобиля приблизилась к 2 млн руб. Издание отмечает, что переплата по автокредиту при таких условиях может составить порядка 1,2 млн руб. — это 80% от изначальной стоимости машины.

В ВТБ отметили, что на рынке новых машин основным спросом пользуются российские и китайские бренды. Согласно статистике банка, около 41% выдачи кредитов приходится на Lada, еще 14% — на китайскую Chery, 8,6% — на Changan.

В ОКБ отмечают, что по итогам 10 месяцев 2024 г. всего было оформлено автокредитов на 1,7 трлн руб. Это на 75% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Это связано с тем, что большую часть года выдачи ссуд на покупку машин были высокими — в июле они достигли исторического максимума, — отметили там.

Аналитик ФГ «Финам» Игорь Додонов объясняет, что выдачи автокредитов в начале года росли на фоне ожидания роста ключевой ставки. ЦБ повысил ставку 25 октября до 21%, сообщал DK.RU. Нынешний уровень несколько охладил рынок, при этом эксперты полагают, что в декабре пройдет очередной раунд повышения, а вслед за этим вырастут ставки по автокредитам.

Вторая причина, почему продажи новых автомобилей росли весь год, — повышение утильсбора с 1 октября. Покупатели пытались успеть приобрести новые автомобили по старым ценам. Независимый эксперт Андрей Бархота говорит, что рост утильсбора затронул не менее двух третей всего рынка:

Отечественный АвтоВАЗ из-за неустойчивого финансового положения и роста долговой нагрузки не сможет в моменте предложить рынку доступные машины, поэтому компании из КНР действительно могут локализовать свое производство, — отметил эксперт.

Эксперты и участники рынка полагают, что на фоне подорожания машин и снижения доступности автокредитов ситуация на рынке заметно ухудшится. В ВТБ добавляют, что выдачи автокредитов в ноябре показывают снижение.Там предполагают, что объемы рынка по итогам IV квартала снизятся на треть относительно предыдущего.

Некоторые представители автодилеров предполагают, что падение продаж новых автомобилей в ноябре может составить 25–30% относительно октября.

Ранее DK.RU рассказывал, что расходы россиян на обслуживание автокредитов растут, при этом все больше граждан не справляется с обслуживанием задолженности и уходит в просрочку.

Добавим, что за девять месяцев 2024 г. продажи новых легковых автомобилей составили почти 1,155 млн машин, что на 61% выше результата за аналогичный период 2023-го. При этом российские автопроизводители нарастили объемы производства на 35% по сравнению с прошлым годом: С января по сентябрь в России было выпущено в общей сложности 675,9 тыс. транспортных средств, из них 508 тыс. пришлось на легковые автомобили.