Жесткие действия ЦБ в последнее время критикуют и экономисты, и предприниматели. Зачастую казалось, что ЦБ ведет войну против инфляции в одиночку. Выяснилось, что нет: кабмин, ЦБ и депутаты едины.
Накануне председатель Банка России Эльвира Набиуллина зачитала перед депутатами Госдумы основные пункты денежно-кредитной политики на ближайшие три года. Законодатели приняли их «к сведению» (то есть одобрили), а главы Минфина и Минэкономики заверили, что действия ЦБ полностью согласованы, рассказывает «Коммерсант».
Выступление Набиуллиной содержало несколько важных тезисов:
- При отсутствии новых шоков ключевая ставка может начать снижаться в 2025 г.
- Совет директоров Банка России перед повышением ставки всегда изучает ситуацию в регионах.
- В российской экономике сейчас «происходят серьезные структурные сдвиги». Объем инвестиций огромный, даже несмотря на высокую ключевую ставку. Однако страна впервые находится в ситуации, «когда задействованы практически все ресурсы в экономике».
- Замедление инфляции, которого добивается ЦБ, мы увидим уже в ближайшие месяцы. «Это и будет подтверждением того, что денежно-кредитная политика достигла наконец требуемой жесткости, чтобы с учетом всех обстоятельств, которые влияют на инфляцию, обуздать рост цен».
Эльвира Набиуллина выразила дальнейшее намерение действовать решительно, чтобы бороться с высокой инфляцией, ведь она бьет по самым незащищенным слоям населения.
Кроме того, глава Банка России озвучила сценарии развития экономики на ближайшие три года — базовый и три альтернативных — «дезинфляционный», «проинфляционный» и «рисковый». Во всех значится стремление достичь целевых показателей по инфляции — 4% (сейчас она значительно выше, 8,54% по итогам октября).
Последние решения ЦБ вызывали множество критики от всех участников экономического процесса.
Так, инвестбанкир Евгений Коган выразил мнение, что российская экономика может впасть в рецессию, при этом рост цен продолжится, что в совокупности приведет к стагфляции (одновременная стагнация (или спад) и высокая инфляция).
О высоких рисках стагфляции предупредили и экономисты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). Последствием такого сценария могут стать вал корпоративных банкротств и разрастание неплатежей.
Депутат Госдумы Мария Прусакова обвинила Эльвиру Набиуллину, что она «явно видит экономику не так, как большая часть страны» и отказывается признавать, что при дорогих кредитах цены на товары никак не могут снижаться.
Сами бизнесмены также озабочены тем, что при заградительной ключевой ставке они не могут брать кредиты, а значит, вынуждены прекратить инвестиции в производство. Кроме того, уже сейчас наблюдается рост неплатежей со стороны контрагентов, что, в свою очередь, грозит банкротствами многих предприятий.
Во всех выступлениях критика касалась почти исключительно политики Центробанка и ее главы, зачастую складывалось впечатление, что Банк России принимает решение единолично, не учитывая мнения законодательной и исполнительной ветвей власти. Вчерашнее пленарное заседание продемонстрировало, что все действия ЦБ согласовываются с ними.
Во-первых, Эльвира Набиуллина отметила, что жесткая ДКП регулятора проводится одновременно со стимулирующей бюджетной политикой правительства. «На поверхности это выглядит так, как будто Центральный банк и правительство — на разных полюсах. Это совсем не так»,— сказала она. По словам Набиуллиной, ЦБ обеспечивает ценовую и макроэкономическую стабильность, а правительство через бюджет финансирует задачи, необходимые для структурных изменений и наращивания инвестиций в приоритетных направлениях. То есть регулятор своими инструментами влияет на спрос, правительство — на предложение и на расшивку узких мест в инфраструктуре и на отдельных товарных рынках.
Во-вторых, присутствовавший на пленарном заседании глава Минфина Антон Силуанов подчеркнул «единство целей правительства и Банка России на укрепление ценовой и экономической стабильности» и сообщил, что правительство находится с ЦБ «в полном взаимодействии». Эти слова подтвердил и глава Минэкономики Максим Решетников.
Подытожил картину полного единения спикер Госдумы Вячеслав Володин, заявивший, что «и правительство, и Центральный банк, и Государственная дума ответственны за реализацию задач, которые сейчас Центральный банк здесь озвучивает».
Ранее на DK.RU:
>>> Мишустин: за девять месяцев российский ВВП вырос на 4,3%
>>> Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
>>> Глубокий спад кредитования. Ставки по кредитам наличными обновили исторические максимумы