Встречают по одежке? Да! Все больше людей в России приходят к выводу, что спорт — это доступный способ получения новых эмоций и впечатлений, и выглядеть на этом празднике жизни нужно красиво.
Истории династий пишутся причудливо. Ранее DK.RU рассказывал, как заслуженный мастер спорта России, олимпийский призер в лыжных гонках, ныне — заместитель начальника Управления по физической культуре и спорту администрации Екатеринбурга Иван Алыпов при переходе на муниципальную службу передал бизнес младшему брату.
Сегодня о том, как спортивный опыт помогает строить новую карьеру и заниматься предпринимательской деятельностью, в интервью DK.RU рассказал мастер спорта, чемпион России по триатлону 2019 г., директор экипировочного центра «Энергия спорта» Андрей Алыпов.
Почему вы решили завершить спортивную карьеру и заняться бизнесом? На это повлиял запрет на допуск россиян к международным соревнованиям?
— Отчасти да, сложно остаться без перспективы главных стартов — чемпионата мира, Олимпиады. Но жизнь спортом не ограничивается. Профессиональный спорт когда-то все равно закончится, а жить-то дальше надо, на что-то жить, содержать семью. Я принял решение три года назад.
Вам только 27 лет, не допускаете, что в будущем возобновите спортивную карьеру?
— С 90% вероятностью с профессиональным спортом я закончил. Если замахиваться на олимпийские медали, не должно быть перерывов в тренировочном процессе. Себя я поддерживаю в хорошей физической форме, участвую в любительских стартах, мне этого хватает.
Спортивная подготовка помогает в предпринимательской деятельности?
— В самом прикладном смысле — я профессионально оценивают экипировку и инвентарь, сам тестирую новинки, знаю, что заказывать, консультирую покупателей, готовлю продавцов. «Энергия спорта» предлагает товары для спорта по направлениям триатлон, велоспорт, плавание, бег и лыжные гонки, все виды и их тонкости мне известны.
Сколько в Екатеринбурге подобных экипировочных центров?
— Три, включая наш. Долю рынка хотелось бы больше, конечно. Мы потихонечку к этому идем, стремимся, но это тяжелый и небыстрый процесс.
Своими силами
После пандемии произошло разделение розничных покупателей. Те, кто гонится за дешевизной, выбирают интернет-площадки, те же, кто готов платить за качество и общение с людьми, предпочитают традиционные магазины.
«Энергия спорта» открывалась как розничный магазин премиальных товаров. Как чувствует себя розница в офлайне сегодня, учитывая развитие маркетплейсов?
— Действительно, за последние несколько лет розничную торговлю захватили маркетплейсы, после 2020 г. очень тяжело с ними конкурировать. Хоть мы предлагаем и бесплатную доставку, и бонусы различные для покупателей, все равно рознице приходится тяжело. Единственное, благодаря чему стационарные магазины продолжают жить, что покупателям иногда хочется приехать, выбрать и сразу купить, если понравилось, а не ждать день-два, пока товар доедет, потом примерить в непонятном, часто грязном пункте выдачи и отправить обратно. У нас все-таки более цивилизованно, чисто, тепло, уютно. Можно поговорить с продавцом-консультантом, который разбирается в интересующем тебя вопросе, а не читать описание на экране, это интереснее и понятнее для покупателя.
Вы розничную торговлю ведете без выхода на маркетплейсы?
— У нас товары премиального сегмента, на маркетплейсах такое покупают редко. Покупатель маркетплейсов заказывает товар за условные 100 руб., а наш стоит 200. То, что подороже и более качественное, с большой долей вероятности все-таки останется на складе продавца или маркетплейса.
Мы работаем с маркетплейсами, но выборочно.
С Wildberries не работаем принципиально, у них убийственная для продавца ценовая политика, занижения, комиссии и прочее. Мы попробовали, но, помимо этого, не устроил и сервис для селлеров. Я даже в соцсетях у себя выкладывал, как пытался сделать отгрузку на Wildberries: я и несколько других продавцов ночью простояли больше двух часов перед закрытыми воротами склада, ждали, что нам кто-то откроет. После этого все попытки работать с этой площадкой я закончил.
Сотрудничаем с Ozon, я приезжаю на нужный склад, у меня спокойно принимают коробки с товарами, никаких проблем. Замечательно на этой площадлке продаются лыжные смазки, аксессуары для лыж, очки для плавания, товары, которые стоят не дороже 10 тыс. руб. Очень редко там продаются кроссовки и лыжные ботинки, практически не продаются лыжи. К тому же хороших лыж в наличии не так много, у нас не такие объемы, чтобы их разом куда-то отвозить, чтобы они лежали без движения. К тому же их еще надо правильно упаковать по регламентам маркетплейса, это достаточно сложный процесс
У вас есть собственные онлайн-продажи дорогостоящих товаров, тех же лыж, например, или велосипедов?
— Организованы продажи через соцсети. Сайт у нас не действует, он находится в стадии переработки, глубокой, вдумчивой, долгой и очень дорогой, к сожалению, для нас. Но когда-нибудь у нас будет собственный интернет-магазин.
Сложности связаны с большой ассортиментной матрицей?
— С этим тоже, у нас представлено больше 70 брендов.
Громкие и новые имена
Импортозамещение в сфере обеспечения любителей спорта инвентарем и экипировкой практически не востребовано, ведущие мировые и европейские бренды не захотели терять российский рынок и остались на нем. При этом отечественные марки постепенно тоже начинают завоевывать репутацию.
Большинство премиальных спортивных брендов — иностранные, производство спортивного инвентаря импортозаместить крайне сложно. Ваш бизнес столкнулся с усложнением поставок?
— Если взять лыжные гонки, то по основным брендам, с которыми мы работаем, проблем нет, есть российские, есть европейские. Например, Fischer в России представлен, официально завозится и официально продается. Схема работы осталась та же — предзаказ и свободный склад, получаем все через Москву. В этом году у нас случился бум продаж лыжных ботинок категории Pro, профессионального и самого дорогого сегмента, до начала зимнего сезона с неимоверной скоростью все закончилось.
С давних времен есть много российских разработчиков и производителей конкурентной лыжной смазки, которая всегда пользовалась спросом на международном уровне. Раньше многие спортсмены-иностранцы бегали не то что на российских, а на наших уральских смазках, которые делают в Екатеринбурге.
90% лыжной одежды у нас российского производства.
А велосипеды?
— Иногда вопросы бывают с комплектующими к велосипедам, но в целом тоже без проблем. Мы представляем известные марки Orbea и BMC, также на рынок медленно, но верно выходят российские велосипеды «Полет» из Красноярска.
У нас есть несколько брендов беговой экипировки, которые завозятся по параллельному импорту. Мы сами этим занимаемся, проходим все круги ада, но всех экипируем.
Российские бренды постепенно появляются на рынке. Например, Spine всегда занимались лыжными ботинками, производство было в России. Сейчас они расширились и с прошлого сезона делают беговую обувь в Китае. У нас в стране на данный момент нет производства, которое может производить кроссовки, которые конкурировали бы с иностранными аналогами. Но то, что Spine выпустил на рынок, по качеству, по той отдаче, которая должна быть у кроссовок, у меня как у бывшего профессионала вопросов не вызывает, я тестировал и получал исключительно удовольствие от бега.
Изменения цены заметны для покупателей?
— Абсолютно ничего в нашей жизни, и в частности в спортивной экипировке, не дешевело, не дешевеет и дешеветь не будет. Как пример могу привести лыжные ботинки Fischer: в 2012 г. топовая модель стоила 25 тыс. руб., сейчас — 75 тыс. руб., за 12 лет цена выросла в три раза.
Кто покупает?
— По-разному, но со всей России. Есть сезонность, в разные месяцы разные продажи, но в среднем розница занимает около 25%. Экипировочный центр работает со спортивными школами, центрами спортивной подготовки из разных регионов. Работаем с электронными торговыми площадками, отслеживаем аукционы либо запросы котировок и смотрим, можем ли мы удовлетворить этот запрос.
Модные тенденции отслеживаете, у вас есть байер для девочек?
— Закуп — коллективный труд. Стараемся отслеживать, очень сильно стараемся, но не всегда это получается в силу того, что коллектив у нас сугубо мужской и очень суровый.
Изменился ли портрет покупателя за время вашей работы в экипцентре?
— Женщин стало больше, девушки благодаря соцсетям и пропаганде здорового образа жизни начинают активно заниматься спортом. Количество розничных клиентов в массе упало, но их качество, покупательская способность выросли. К нам приходят профессионалы и продвинутые любители, люди, которые хотят получать качество и комфорт, а не менять экипировку каждый месяц, потому что-то там расклеилось, порвалось, сломалось и т. д.
Хороший инвентарь тоже ломается, зимой сломанные лыжные палки — норма, а не исключение.
— Обозначу очень важный момент относительно нашего сервис-центра. Мы не только мажем лыжи, точим канты сноубордам и обслуживаем велосипеды. У нас есть сервис по ремонту карбоновых изделий, в Екатеринбурге этим больше никто не занимается.
Можете починить сломанные карбоновые лыжные палки?
— Мы можем гораздо больше, например, починить карбоновые элементы велосипедов — раму, руль. Есть пример недавний, этим летом на соревнованиях IronStar в Екатеринбурге сильно упала девушка на велогонке. Она сломала руку и сломала велосипед. Велосипед дорогой, стоит больше 1 млн руб., была сломана рама, на ней ездить было нельзя 100%. Замена обошлась бы в 700 тыс. руб., столько стоит новая рама. Мы восстановили все за 20 тыс. руб., и я так скажу: карбоновую велосипедную раму починить на нашем уровне вряд ли кто-то еще в России сможет.
Если немного заглянуть вперед, какие ожидания преобладают?
— В среднем по России количество занимающихся всеми циклическими видами спорта людей увеличивается постоянно. Я в этом году был на Московском марафоне, так там старт на дистанцию 10 км продолжался 50 минут. То есть почти час бесконечным потоком люди выбегали со старта, там было сумасшедшее количество народа со всех регионов.
И сумасшедшее количество проданных беговых кроссовок и экипировки?
— Да, причем я там даже иногда свои находил, я все свои пары кроссовок знаю в лицо отлично. Екатеринбург спортивную тему тоже продвигает и развивает. Она, более того, будет развиваться и продвигаться, потому что на прошедшем форуме «Города России» между главами семи регионов было подписано соглашение о взаимопомощи при проведении спортивно-массовых мероприятий.
Люди стали больше тратить деньги на впечатления, и спорт тоже сюда вписывается. Ты, может, раньше не бегал, а сейчас это и есть развлечение, просто спортивное — дома и спортивно-туристическое, если мероприятие проходит в другом городе. Любой беговой или лыжный марафон — это большая тусовка, новые знакомства, встречи друзей, хорошее времяпровождение.
Будьте активными, занимайтесь спортом, ваша жизнь станет еще интереснее!
Ваш брат закончил интервью такой же фразой.
— Да? (Смеется). У нас с ним вообще много общего!
Читайте также на DK.RU:
>>> Андрей Уткин: «Европа-Азия» — не мой марафон, это марафон города Екатеринбурга»
>>> Галина Масюк: «Мне 66 лет и я узнала, что не только в молодом возрасте можно идти вперед»