С 2025 г. власти планируют ввести новый сбор с доходов от интернет-рекламы. Все рекламораспространители должны будут платить 3% с ежеквартальных доходов от распространения рекламы в интернете.
В администрации президента (АП) попросили Минцифры и ФАС уточнить критерии сбора в размере 3% от доходов с интернет-рекламы и алгоритм их учета. В частности, как пишет «Коммерсант», замглавы АП Максим Орешкин рекомендовал доработать поправки к ФЗ «О рекламе», которыми предполагается ввести сбор за распространение интернет-рекламы. Подчеркивается, что должен быть написан конкретный алгоритм учета таких доходов. Ассоциация развития интерактивной рекламы (АРИР) высказала свою позицию относительного нового сбора в письме вице-премьеру Дмитрию Григоренко:
Функция контроля передана в Роскомнадзор — службу, которая не уполномочена собирать платежи в бюджет. Кроме того, АРИР предлагает снизить размер сбора до 1%, — сказано в письме.
В Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) рассказали изданию, что «пока неясно, что будет считаться рекламой», важно, чтобы была организована встреча с бизнесом для обсуждения законопроекта. Там также отметили, что поддерживают идею АРИР сократить долю сбора до 1%:
Сбор в размере 3% для всех участников цепочки может привести к резкому увеличению стоимости рекламы.
Директор юридического департамента «Европейской медиагруппы» Дмитрий Григорьев отметил:
Разумней ориентироваться на определение рекламы как любой коммерческой информации в интернете, которая подлежит отражению в Едином реестре интернет-рекламы, за исключением явно прописанных исключений вроде частных объявлений.
Напомним, что поправки к ФЗ «О рекламе» предполагают введение нового сбора с доходов от интернет-рекламы, который будет взиматься со всех ее распространителей в сети: СМИ, блогеров, операторов рекламных систем, а также посредников между ними и рекламодателями. Уточнялось, что распространители рекламы и агенты должны будут отчислять в бюджет 3% с ежеквартальных доходов, полученных от услуг по распространению рекламы в интернете. Поправки могут вступить в силу уже с 1 января 2025 г.
Юристы уточняли, что под понятие «рекламораспространитель» подпадают не только любые интернет-медиа (сетевые издания), но и в принципе все владельцы интернет-сайтов, на которых размещается реклама.
Авторы законопроекта говорят, что отчисления будут направлены на поддержку разработчиков софта из реестра российского ПО.
Минцифры и ФАС ранее уже рекомендовали разработать проект постановления правительства, который бы устанавливал, что именно относится к интернет-рекламе для целей сбора.
Добавим, что, по данным Роскомнадзора, в первой половине 2024 г. рекламодатели потратили 381 млрд руб. на продвижение в интернете (данные Единого реестра интернет-рекламы). Это на 50% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
По данным исследования АБА, доходы крупнейших инфлюенсеров продолжают расти благодаря рекламным интеграциям и нативным размещениям. Ранее DK.RU уточнял, что доходы от рекламы у крупнейших по охвату российских YouTube-блогеров в 2023 г. составили 1,2 млрд руб.