Мировая автомобильная промышленность переживает сильные изменения. Китайские автомобильные марки набирают обороты, в то время как признанные мировые лидеры несут убытки и закрывают производства.
В первую очередь это вызвано доминированием Китая в сегменте гибридных и электрических автомобилей.
Формирование доминирования Китая в сегменте электромобилей и гибридов
Сегмент электрических и гибридных автомобилей в Китае изначально формировался в условиях значительной государственной поддержки. Производители получали субсидии на разработки и производство таких автомобилей. Вызвано это было стремлением руководства страны улучшить качество воздуха в мегаполисах.
Затем китайские автолюбители и сами распробовали автомобили на новых источниках энергии. Они стали пользоваться огромным спросом, став коммерчески успешными. Настоящий бум электрического сегмента произошел в 2022 году.
Многие страны решили повторить китайский опыт, но вместо метода «пряника» выбор пал на «кнут». Так, страны ЕС приняли программу о постепенном запрете бензиновых автомобилей. Эта инициатива стала стрессовой точкой для автопроизводителей — они резко стали переходить на разработку электромобилей.
Одновременно с этим мировые бренды рассчитывали реализовывать новые электромобили в Китае, но к этому времени там сформировалась конкурентная среда, где каждый местный производитель представил свои передовые решения. Кроме того, в Поднебесной сформировалась прочная компонентная база. Крупнейшие производители тяговых батарей, электрических систем и датчиков умного вождения — китайские компании.
Упадок мировых производителей
Как мы уже отметили, мировые производители резко ворвались в сегмент автомобилей на новых источниках энергии. В разработку и вывод на рынок новых моделей были инвестированы крупные денежные суммы, но, когда электрические модели европейских, американских и японских брендов появились в Китае, они оказались невостребованными.
Будучи страной с населением более 1 миллиарда человек, Поднебесная всегда была одним из крупнейших рынков сбыта таких брендов, как Volkswagen, Toyota, Honda, BMW, Mercedes-Benz и Audi. Однако с ростом популярности гибридных и электрических авто доля мировых компаний на рынке КНР стала стремительно падать. В результате та же Honda свернула производство на двух своих заводах.
Падение продаж в Китае стало сильным ударом. Но еще жестче с мировыми автопроизводителями обошелся родной рынок. Так, в 2024 г. количество готовых к покупке электромобиля людей в США сократилось с 30 до 24%. В Европе наблюдается аналогичное снижение спроса. Главными болевыми точками покупателей стали высокая цена электромобилей, недостаточная зарядная инфраструктура и малый запас хода.
Не выдержав ударов изменчивого рынка, Volkswagen заявил о планах по закрытию трех заводов. Крупный автопроизводитель Stellantis, владеющий брендами Peugeot, Fiat, Opel, Chrysler, Citroen, Alfa Romeo и Maserati, приступил к увольнению сотрудников своих заводов в Италии и США. Ford решил закрыть производственный центр в Германии и уволить 800 сотрудников с завода в Великобритании.
Мировые производители идут за помощью в Китай
Сомнительная государственная политика, завышенные амбиции производителей и последующая потеря позиций на рынке привела мировых автопроизводителей к упадку, и они обратились за помощью к Китаю.
Необходимо это по простой причине — экономия расходов. У китайских компаний есть своя сильная техническая база, а также достаточные производственные мощности, поэтому в сотрудничестве с ними крупные концерны могут настроить производство электромобилей меньшей кровью, постепенно восстанавливая пошатнувшееся финансовое положение.
Так, Volkswagen Group заключил соглашение о сотрудничестве с брендом XPeng. В 2026 г. немецкая компания выпустит первые электромобили на платформе китайского стартапа. А входящий в Volkswagen Group бренд Audi вместе с концерном SAIC запустил в Китае бренд AUDI. За разработку технической части автомобилей марки будут отвечать именно китайские инженеры.
Еще одним интересным примером сотрудничества стал Smart от Mercedes-Benz. Недавно эта марка пережила перезагрузку и стала полностью электрической. Теперь за разработку и производство моделей бренда отвечает Geely, а команда Mercedes отвечает только за внешность автомобилей. При упоминании Geely стоит вспомнить и про марку Lotus, которую полностью переориентировали на выпуск электрокаров.
Таких примеров сотрудничества европейских и американских корпораций с китайскими действительно масса. Среди них можно выделить Toyota и BYD, Mitsubishi и GAC, Stellantis и Leapmotor, Jaguar Land Rover и Chery. Каждый из перечисленных кейсов сотрудничества ярко демонстрирует зрелость китайских технологий и признание этого факта ведущими мировыми компаниями.
На данный момент особое место в иерархии продаж электромобилей и гибридов в Китае занимают такие бренды, как BYD, Li Auto, Aito, Aion, Lynk & Co, Leapmotor, Zeekr, Nio, Deepal и XPeng. Они находятся на вершине технического прогресса в данном сегменте.
Купить автомобили перечисленных марок можно и в России. Поставками автомобилей на новых источниках энергии в нашу страну уже три года занимается компания Electrocars Rus. Автосалоны Electrocars Rus с просторными клиентскими зонами находятся в Челябинске и Екатеринбурге. Здесь можно купить из наличия или заказать не только популярные в России модели Lixiang и Zeekr, но и эксклюзивные электромобили и гибриды: начиная от доступного BYD Seagull за 2,25 млн рублей и заканчивая огромным внедорожником YangWang U8 за 22,5 млн рублей. Также в наличии и под заказ электромобили и гибриды брендов Avatr, HiPhi, XPeng, Xiaomi, Aito, Lotus.
Кроме того, в Electrocars Rus можно приобрести не только электромобили, но и зарядные станции от мирового производителя. Больше информации можно найти на сайте, а следить за обновлениями компания можно в социальных сетях Telegram, «Яндекс Дзен», YouTube, RuTube и во «ВКонтакте». Адреса автосалонов Electrocars Rus:
г. Челябинск, ул. Свободы, 91, корпус 1 А; +7 (351) 217-09-09,
г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, 140; +7 (343) 304-22-22.
Реклама, ООО «ЭлектроКарс Рус», ИНН 7460048798, erid: LjN8KTAQp