«Люди полны иррациональных страхов. Нужно подумать, что будет через 5 месяцев». Владимир Бобряшов и Анна Иванова, General Invest, о том, как заработать 30% годовых в валюте и не загнать себя в минус.
2024 год выдался для инвесторов весьма непростым, но интересным: стремительный рост ключевой ставки до 21% привел к переоценке многих активов и резко повысил доходность банковских вкладов. В то же время золото, консервативный инструмент, подорожало более чем на 30% в долларах, а российский рынок акций встречает новый год на многолетних минимумах.
Анна Иванова, заместитель генерального директора General Invest по стратегическому развитию, руководитель региональной сети продаж, и Владимир Бобряшов, региональный директор General Invest в Екатеринбурге, рассказали, к чему стоит готовиться инвесторам в следующем году и как будет меняться сама инвесткомпания.
Главный вопрос: зачем рисковать своими деньгами в инвестициях, когда ключевая ставка превышает 20% и можно положить деньги на депозит и забрать их через некоторое время с определенными процентами?
Владимир Бобряшов: В этом вопросе уже есть утверждение. Ключевая ставка ограничивает уровень риска: все остальные доходности должны быть выше, рассчитываться от ее показателя. Ключевая ставка выполняет свою функцию — увеличивает норму сбережений, это основная задача регулятора. Согласно заявлениям ЦБ, она растет: людям в большей степени свойственно сберегать, но пока не в такой степени, как потреблять, и цены все еще растут. Это беспокоит Центральный банк, и ставка, видимо, будет повышаться. Но вряд ли сильно: 19 ноября на встрече с депутатами Эльвира Сахипзадовна сказала, что в 2025 г. ключевая ставка будет снижаться. Наверное, сейчас мы где-то около пика.
История с высокими положительными ставками по депозитам абсолютно точно не будет вечной. Поэтому каждому рациональному инвестору нужно задуматься, что будет через 3–5 месяцев, и, наверное, нужно готовиться к изменению ставки уже сейчас.
Рынок в этом году вообще очень интересный, он не ограничивается только российскими акциями. В мире происходило много всего увлекательного, и те, кто наблюдал за мировыми трендами, могли получать и повышенные ставки по депозитам, и зарабатывать на других инструментах.
Люди полны иррациональных страхов, и когда они выбирают между банковскими вкладами и другими инструментами, их мучают в том числе иррациональные опасения. Но глава ЦБ в ответ на вопрос о заморозке вкладов громко и четко сказала, что такие действия не планируются. Многие рациональные опасения оправдались — к сожалению, геополитика очень сильно повлияла на клиентские портфели, в том числе в связи с заморозкой активов. Какие-то опасения беспочвенны, но диверсификация — это мантра, которую мы всегда повторяем клиентам, это один из первоочередных столпов инвестиций. И это уже глубоко укоренилось в сознании тех людей, которые приходят на фондовый рынок.
Какие возможности остаются для валютной и страновой диверсификации?
Владимир Бобряшов: Российским гражданам не запрещено открывать международные счета и инвестировать на международных рынках. Для тех, у кого широкий горизонт планирования, возможности остаются, пусть они и усложнились.
Мы в компании давно делали ставку на золото, и за последний год оно показало просто фантастический результат. Золото сложно сравнивать с другими инструментами, исторически это всегда был консервативный, резервный инструмент, который колеблется достаточно слабо по сравнению с акциями. Но за год оно подорожало примерно на 30% в долларах — это очень серьезно. Золото можно покупать в России, в том числе через Мосбиржу, уполномоченные банки, производные инструменты, оно доступно и на международных рынках. Это актив, который защищает от геополитической турбулентности, номинирован в долларах, и в переоценке на рубли побил по доходности вклады.
Замещающие облигации уже не так популярны?
Владимир Бобряшов: Им не удалось избежать гравитации высокой ставки. Так или иначе, это инструмент на российском рынке, и инвесторы долго терпели повышение ключевой ставки. Но в какой-то момент, с мая, терпение частного инвестора — а сейчас на российском рынке основной инвестор именно частный — лопнуло. Мы находимся в одной из самых низких точек рынка, и это движение вниз, совершенно иррациональное, тащило за собой в том числе и замещающие облигации. Несмотря на это, они хороши и интересны, мы предлагаем их клиентам, у нас есть несколько стратегий, связанных с ними. Доходность замещающих облигаций номинирована в иностранной валюте, а она укреплялась по отношению к рублю. Сейчас очень интересный момент входа именно в замещающие облигации.
Что касается акций, готовы ли инвесторы, которые пришли на рынок в последние годы, в период турбулентности, выдерживать такие просадки?
Владимир Бобряшов: Частных инвесторов в первую очередь интересуют доходность и ликвидность, остальные характеристики — в намного меньшей степени. Я всегда мечтал оказаться в такой ситуации, чтобы дать комментарий, когда мы находимся в низшей точке рынка.
Сейчас или около — хороший момент для входа на рынок. Мы всегда говорим ретроспективно о неких прошлых доходностях, но сейчас мы в точке, когда покупать российские акции интересно. Те, кто их держал, вряд ли будут продавать на текущих уровнях, и, наверно, им есть смысл ждать, а тем, кто не купил, есть смысл присмотреться.
Безусловно, падение на рынке не было одинаковым для всех компаний. Голубые фишки потеряли намного меньше, чем закредитованные компании второго эшелона. Сейчас сложно сделать однозначный призыв покупать все. Наши аналитики внимательно отслеживают ситуацию, безусловно, есть смысл выбирать компании с низкой долговой нагрузкой и понятными перспективами роста. Крупнейшие российские банки и сырьевые компании в большинстве своем относятся к такой категории.
Как изменились цели и предпочтения частных инвесторов за последние год-два?
Владимир Бобряшов: Аппетит к доходности повысился вместе с ростом ключевой ставки — она формирует некий «пол» доходности, а остальные доходности должны быть выше, чем ключевая ставка. Безусловно, люди стали внимательны и осторожны, они обращают внимание в том числе на геополитику, которая долгое время не была темой обсуждений, потому что геополитические кризисы случаются периодически.
Анна Иванова: Я бы добавила, что клиенты за последние два года узнали, что такое инфраструктурные риски, когда активы заморожены. Мы столкнулись с тем, с чем раньше никогда не сталкивались — с так называемыми системными, политическими рисками. Разблокировка активов идет, но очень вяло.
Блокировка и серьезная просадка активов не отбили у состоятельных клиентов интерес к инвестированию? На массовом рынке многие такой интерес потеряли.
Владимир Бобряшов: Статистика говорит об обратном: количество инвесторов, приходящих на фондовый рынок, растет. Их никогда не было так много, как сейчас, никогда популярность эмитентов не была настолько большой. Вернемся к теме диверсификации: никто не инвестировал последнее и только через инфраструктуру компаний и банков, попавших под блокировку. Поэтому мы, наоборот, наблюдаем рост интереса. И люди, которые обожглись, не теряют надежду, они продолжают инвестировать и делают это достаточно успешно в текущих условиях.
General Invest сосредоточен на сегменте состоятельных клиентов. Их число, с одной стороны, ограниченно, а с другой, конкуренция в этом сегменте довольно велика. Что нужно предложить, чтобы заинтересовать их?
Анна Иванова: Решение частных инвесторов о работе с тем или иным финансовым институтом сильно зависит от эмоционального восприятия и личного доверия людям, которые с ними взаимодействуют. С нами клиенты работают годами и десятилетиями, иногда переходят из других компаний за своим… не могу даже сказать «менеджером» — за своим банкиром, советником.
Вопрос доверия во многом является определяющим: мы живем в эру диджитализации, когда многие инвестиции можно сделать с помощью одной кнопки на телефоне. Но, как мне сказал один клиент: «Своему ребенку я хочу дать аналоговое образование». Именно аналоговое образование и человеческое общение — это то, что всегда имело, имеет и будет иметь ценность.
Поэтому мы даем нашим клиентам возможность выслушать мнение непосредственно тех экспертов, которые пишут статьи и скрипты для менеджеров крупных банков, аналитические отчеты, которые клиент потом может читать в телеграм-канале. Даем возможность пообщаться с такими людьми, как Владимир (Бобряшов) или наша команда управляющих — с людьми, которые непосредственно отслеживают происходящее на рынках. И имеют большой кругозор не просто в плане фондового рынка, продукта, а общий взгляд на происходящее в какой-либо компании, стране, экономике, в мире, в политике, в конце концов. Из этого складывается общее понимание, когда, куда и где инвестировать.
Как состоятельному клиенту убедиться, что его выбор финансовой компании правильный?
Анна Иванова: Как правило, приходя в тот или иной банк, состоятельные клиенты ничего нового для себя не могут узнать. Там они просто совершают определенный набор действий, которые, как считается, нужно сделать. А мы подходим к вопросу комплексно: создаем клиенту комфортные условия и даем качественную экспертизу, а это дорогого стоит. Конечно, надо иметь еще и определенную историю, бэкграунд, и нам в General Invest есть что рассказать, чтобы человек узнал нечто новое.
Самый дорогой ресурс — время. Когда человек заработал много денег, прожил большую жизнь в бизнесе, имеет семью, он порой думает: «А ты-то сам что хочешь? На что потратишь свое время?». И тогда люди начинают его ценить. Второй ценный ресурс — информация, которую человек может найти тем или иным способом.
Иногда в силу нехватки времени на изучение информации люди совершают эмоциональные сделки и теряют деньги.
Среди состоятельных клиентов спросом пользуется больше доверительное управление или кто-то предпочитает управлять сам (своими инвестициями)?
Анна Иванова: Что-то удобнее инвестировать через стратегию доверительного управления, а если клиенту хочется применить свою личную творческую составляющую, можно использовать и брокерский счет. Здесь нет каких-то предпочтений. Как правило, состоятельные клиенты — это люди в возрасте 50+, они видели кризис 2008 г., кто-то даже помнит кризис 1998 г. Они не доверяют доверительным управляющим, поскольку в свое время через них потеряли деньги.
Если клиент заработал на фондовом рынке, он думает: отлично, я правильно выбрал управляющего, аналитика, советника. А в случае потери: это мне неправильно посоветовал брокер. Никто не любит думать, что ошибся и вложил не туда.
Даниэль Канеман в книге «Думай медленно, решай быстро» писал, что люди склонны продавать «чемпионов» на фондовом рынке слишком рано, а падающие компании, наоборот, держат до последнего, надеясь на их восстановление.
Владимир Бобряшов: Когнитивные искажения действительно присутствуют в нашей жизни. И одна из наших задач состоит в том, чтобы помогать людям осознавать их, не вестись на хайповые истории и не пытаться ловить «падающие ножи». Мозг абсолютно коварен. Нашу ценность клиенты понимают в те моменты, когда мы говорим, как будут развиваться события, и именно так и происходит.
Проблема частного инвестора нередко заключается в том, что человек приходит на рынок с полным набором знаний и пониманием, что делать, ведь ресурсы для обучения сейчас практически безграничны, а спустя год или полтора весь его портфель состоит из одних убыточных бумаг. Которые вот-вот когда-нибудь должны будут отрасти и вернуть его в уровень безубыточности. В портфеле могли бы быть очень интересные растущие истории, но люди продают прибыльные позиции слишком рано, а убыткам дают расти до момента, пока не становится так больно, что уже бесполезно что-то делать.
Рассскажите о главных итогах этого года и планах на следующий.
Анна Иванова: В этом году все идет к тому, что у нас будет рекордная выручка по сравнению с прошлыми периодами. Мы помогли клиентам совершить очень много специфических операций. В отличие от других финансовых институтов, мы идем не от продукта, который создали, чтобы продать его клиенту, а от потребностей клиента. Мы создаем определенные продукты и инфраструктурные решения под его желания. Естественно, это повышает комфорт. Так что мы продолжим работать в том же направлении.
Владимир Бобряшов: Мы были настойчивы в своих ставках на ценные металлы и иностранную валюту. Некоторые наши идеи позволили клиентам получить хорошую доходность в этом году.
Анна Иванова: Сейчас непростой период, часто говорят, что горизонт планирования составляет два дня. Но планы есть. Компания развивается, мы смотрим на новые решения и продукты. Мы сосредоточены на качестве сервиса. Наша региональная команда пополняется новыми людьми. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга, у нас есть офисы в Краснодаре, Тюмени, Казани. Екатеринбург у нас первый после Москвы и Петербурга.
Владимир Бобряшов: Ситуация всегда интересная, но сейчас особенно. Мы ждем важных изменений: в США меняется президентская администрация, это уже привело к серьезным подвижкам на финансовых рынках. Выросли криптовалюты, изменились доходности по облигациям.
Анна Иванова: Задача — не уйти в эти активы, а заработать на этом деньги. Такая возможность есть. Опять же, это диверсификация.
Владимир Бобряшов: Американский рынок воспринял выбор Трампа крайне позитивно. Наш рынок изначально тоже. И отжался ото дна, хотя в реальности пока ничего не произошло. Основной поток позитива следует ждать по двум направлениям: во-первых, конец цикла повышения ставки, на что надеются участники рынка. Это позволит поток денег в депозитах или фондах денежного рынка перераспределить в том числе в классические инструменты, акции и облигации. Во-вторых, мы ждем, если все будет хорошо, какой-то разрядки на международном поле. Ее сложно прогнозировать, но из новостей виден какой-то умеренный позитив.
Настолько дешевым, как сейчас, российский фондовый рынок был только в 2008 г. и буквально одну неделю в 2002-м. Поэтому просто возврат к некому уровню средней оценки уже даст минимум 30–40% к текущим ценам.
Международные рынки, думаю, тоже будут крайне интересны, как и ставка на драгметаллы в долгосрочной перспективе. Поэтому мы будем перераспределять клиентские активы и искать интересные инвестиционные возможности.
Текст: Андрей Пермяков
Читайте также на DK.RU:
Владимир Бобряшов: «Деньги — не самоцель. Дополнительный миллион редко вызывает восторг»
Паника закончилась? Что будет с курсом рубля в ближайшие недели
«Вклады — для бедных. Ни один миллиардер не разбогател, держа деньги на депозитах»