Меню

Екатеринбург, он какой — серый или пестрый? И что делать, чтобы пережить 6 месяцев хмари

Эскиз к картине «Добрый вечер», Юлия Непокрытая, 2022 г. Иллюстрация: julianepokrytaya.ru

Серый сумрак за окном делает серым дороги, дома и людей на улицах. Не поддаться настроению серой хмари поможет готовность видеть красоту в привычных вещах и периодические встряски цветотерапией.

На Урале холодное время года длится шесть месяцев. Зима способна за это время вымотать душу и отнять силы, но может и стать источником иного восприятия окружающего мира.

Своим видением зимнего Екатеринбурга и рецептами генерации положительных эмоций в любое время и в любом месте с читателями DK.RU делится дизайнер, декоратор, художник, член Союза художников России, преподаватель живописи Свердловского художественного училища им. И. Д. Шадра Юлия Непокрытая.

Какое цветовое впечатление на вас как на художника производит Екатеринбург?

— Мне кажется, у нашего города нет какой-то определенной цветовой шкалы. Например, если взять европейские города, весь Рим воспринимается в цвете терракоты и розового кирпича, Флоренция вся охристая, цвета натурального камня. Мне сложно оценивать Екатеринбург, потому что я тут живу, но я знаю, что на людей, которые приезжают к нам сюда, город оказывает достаточно сильное впечатление.

Для меня Екатеринбург достаточно пестрый, он не серый, но цвета неяркие, малонасыщенные. В центре города есть красивые места в белом цвете, например ротонда в Харитоновском парке, где Дворец пионеров. Я люблю гулять в центре, на набережной, где фонари с теплым светом и цветные отражения в воде пруда. Причем они всегда разные: в безветреные дни, когда вода зеркальная, отражения четкие, в ветреные они сложные, ломаные, на первом тонком прозрачном льду — совершенно уникальные, сглаженные. Я хожу, смотрю, выискиваю какие-то кусочки, фрагменты. Недавно увидела памятник Татищеву и де Геннину с непривычного ракурса, в теплой подсветке, и он мне показался таким уютным, домашним, не было ощущения, что он холодный, гранитный.

Фото: Юлия Непокрытая

Так открывается двойственность города и живущих в нем людей, ракурс преображает восприятие.

— Подсветка зданий и улиц, которая появилась в последние годы, город преображает. Есть научные исследования, что цвет на нас очень сильно влияет, поэтому привнесение света, цвета в жизнь и в общественные пространства — это важно. Хотя цвет и оттенки каждый человек воспринимает по-своему. Кому-то ближе холодные цвета, кому-то теплые. Например, в свое время меня не впечатлили разноцветные дома в Академическом, мне показалось, что они не вписались в наш уральский колорит. 

Фото: Юлия Непокрытая

Зимой, когда вокруг преобладает серая гамма, цвет в дефиците.

— Как дизайнер интерьеров с опытом работы более 15 лет я, конечно, могу дать много банальных, базовых рекомендаций, как пережить зимний период с помощью цветовых акцентов в аксессуарах, в текстиле. Но когда я думаю, как я сама адаптируюсь, то понимаю, что научилась проживать этот период, радоваться ему, а не коротать зимние месяцы в ожидании лета.

У людей по-разному устроено зрение, я вижу это по своим студентам. Кто-то видит мир ярче, кто-то более монохромно, это отражается в их живописных работах. Восприятие цвета сильно влияет на восприятие жизни, на настроение. У меня зимой более тревожное, настороженное настроение с ощущением хрупкости жизни, весной и летом больше позитива.

Но я со временем научилась это принимать. Я любуюсь, как зимой меняется гамма холодных оттенков. Особенно мне нравится за городом, где виден  купол неба, бегущие облака, зимний лес, графика засохших трав и ветвей деревьев, камыши цвета старого золота возле рек. Красота же! Зимой я больше внимания обращаю на фактуры в природе, в городе, в одежде, на кору голых деревьев, мхи или снег, как он лежит на разных поверхностях.

Я принимаю и люблю зиму, все времена года люблю, их смену. Я бы не хотела жить там, где круглый год длится один сезон. Единственное, хотелось бы, чтобы зима у нас была немножко короче.

Художественное восприятие нужно в себе воспитывать?

— Для начала можно просто попробовать увидеть мир иначе, «навести резкость». И он становится намного интереснее, если начинаешь замечать и отражать вот эти мелочи: непривычную форму, фактуру или цвет. Это происходит, когда останавливаешься, начинаешь крутить головой, отстраняешься от привычного течения мыслей и вовлекаешься в диалог с городом, реагируешь на ту же подсветку, взаимодействуешь со зданием или памятником, начинаешь думать, а нравится ли мне? Еще пять лет назад я бы сказала, что у нас темный город, а сейчас это меняется, не все и не везде, но хотя бы в центре, туристические маршруты стали светиться, можно по вечерам гулять и любоваться.

День и ночь

Цветная подсветка зданий, световые инсталляции и фантазийное освещение публичных пространств меняет вечерний Екатеринбург до неузнаваемости даже для екатеринбуржцев.

Вечером, выйдя из офиса, лучше пройтись пешком?

— Да, сменить картинку. Офисы сами по себе часто строгие: черные, серые, бежевые или нейтральные по цвету,  многие с постоянным искусственным освещением. Мне тяжело долго находиться в минималистическом, монохромном интерьере, но это мои личные ощущения. Мне кажется, что на женщин цвет оказывает большее влияние, мужчины не так чувствительны к цвету. Но всегда есть исключения.

Кому-то, наоборот, не нужны яркие цвета, хочется и на работе, и дома спокойных интерьеров. Кто-то во внешнем бежевом прячет яркую изнанку, однажды в одном из интерьеров мы покрасили внутренности всех гардеробов в бирюзовый цвет — любимый цвет хозяйки дома, так она получала свой энергетический заряд.

Это как надеть темно-серый деловой костюм и красные носки.

— Я сейчас в разговоре осознаю, насколько я далека от сферы бизнеса. Я преподаю в художественном училище, и у нас, преподавателей и студентов, нет дресс-кода, все яркие и экзотические, никто не стеснен в самовыражении.

Когда я прихожу в банк и смотрю на женщин, которые там работают, я понимаю, что не смогла бы все время соблюдать регламент. У крупных компаний есть корпоративные цвета, которые человек вынужден терпеть, а если цвет ему не нравится, это влияет на эмоции.

Если это тяготит, можно в обед выйти из офиса, посмотреть на чистое голубое небо или на облака, или на то, как красиво идет снег, увидеть в окружающем мире красоту и немножечко расслабиться.

Фото: Юлия Непокрытая

Во многих компаниях установлены жесткие правила, касающиеся даже мелочей и того, что допустимо на столе у работника в офисе.

— Если есть потребность разбить чем-то однотонный или монохромный интерьер, помогут небольшие цветные личные аксессуары перед глазами, которые можно менять. Если правила совсем строгие, то женщина может купить деловую сумку с очень яркой подкладкой или в обычную сумку положить яркие вещи — кошелек, флакон духов, флешку, брелок, чтобы была возможность открыть и увидеть то, на чем глаз может отдохнуть.

Фото: Юлия Непокрытая

Полюбить искусство

Одно из самых доступных средств цветотерапии — произведения искусства, любоваться ими можно повсеместно — от диджитал-форматов до настенной живописи. 

Если повезло с расположением офиса, то на улице можно смотреть на стрит-арт. И хочется, конечно, чтобы работы уличных художников в Екатеринбурге были больше видны.

— Стрит-арт мне нравится, я к этому очень позитивно отношусь, это добавляет изюминки городу, вроде галереи  под открытым небом. Подходящих поверхностей в центре города немного, в основном стекло на фасадах. У меня в предыдущей мастерской на Малышева на стене противоположного дома был мурал с Гагариным, и я постоянно на него смотрела, когда спускалась и поднималась по подъездной лестнице. На одном из стекол подъезда была надпись: «Ты тоже космический!», сколько раз я это читала — столько раз улыбалась и соглашалась с этим высказыванием. Вообще уличное искусство — это интересно. Муралов немного, но они как детские «секретики» — торцы домов, заборы, трансформаторные будки, не на виду — шел, увидел, восхитился. Кайф же.

Но зимой целенаправленно изучать стрит-арт холодно, все-таки он разбросан по городу и это больше летняя история.

— Я бы посоветовала ходить на выставки. В Доме художника сейчас проходит Всероссийский фестиваль графики «Урал-Графо», представлены очень интересные  художники-графики, в их работах и философия и мастерство и сложнейшие печатные техники. Про это, к сожалению, мало кто знает, потому что Союз художников — некоммерческая организация. В Екатеринбурге много галерей разного уровня, «Эрмитаж-Урал», «Главный проспект»«Синара Арт» — на любую экспозицию туда идите, не ошибетесь.

При том что нам не сравниться с Москвой и с Сантк-Петербургом по количеству музеев и по качеству?

— У нас довольно часто бывают яркие события. Может быть, они не настолько масштабные, как в столицах, но посещать их всегда интересно, можно воспринимать экспозиции как цветотерапию, наслаждаться фактурами, искать смыслы. Есть выставки классического, традиционного искусства, есть выставки современного искусства, каждый зритель может выбрать на свой вкус, главное — желание взаимодействовать с искусством. Если говорить о влиянии цветовых сочетаний, то какие-то  работы на выставках гармонизируют и успокаивают, а какие-то могут будоражить и даже ужаснуть. Главное здесь — эмоция. 

Если пойти в «Эрмитаж-Урал» или «Главный проспект» и посмотреть там все выставки, то этого для одного сеанса общения с искусством вполне достаточно. Такой поход может стать встряской, чтобы отвлечься, выбить себя из серой рутины.

Еще один вариант моей цветотерапии — посмотреть художественные альбомы или картины в Pinterest. Люблю насмотреться этой красоты прямо перед сном. Но хочу сказать, что всякие носители никогда не заменят оригинала. Но это мой опыт, мое мнение. Увидев вживую Климта, его портрет Сони Книпс, я просто замерла от вибрации цвета и оттенков, от того, как они дрожат и трепещут. Выбирайте картины, которые влияют на ваши эмоции, смотрите на них. Я убеждена, что любое искусство энергетически заряжено, надо это постараться почувствовать. 

По-настоящему великие работы все заряжены, просто каждому человеку надо найти свое. Одни стоят и смотрят в музее на одно, другие эту работу прошли, смотрят на другое. Не надо бояться чего-то не знать в искусстве, надо доверять своим чувствам и впечатлениям.

Фото: В мастерской художника. DK.RU

Надо ли делать следующий шаг и самому начинать рисовать для продолжения цветотерапии?

— Творчество украшает и облегчает рутинную  жизнь. Оно раскрепощает, чуть-чуть сдвигает человека в сторону мечты и дает переключиться. Если взять рисование, то многие рисуют, потому что им ужасно нравится сам процесс. Я вижу, как люди наслаждаются, получают удовольствие, они счастливы в этот момент и работы создают прекрасные. Это терапия для организма. Надо найти то, что доставляет радость и раскрашивает жизнь эмоциями, — петь, танцевать, лепить, рисовать, что угодно.

Читайте также на DK.RU:

>>> «Мы, как презренная каста, лишние в искусстве». Как выжить микробизнесу из мира художников

>>> Кирилл Бородин: «До воплощения доходит не больше 20% гениальных идей, и в другом виде»