Из-за постоянно меняющихся политических и экономических реалий владельцам бизнеса и топ-менеджерам в последние годы зачастую приходилось в ручном режиме управлять компаниями.
Сегодня руководители приходят к тому, что необходимо пересматривать бизнес-стратегии и процессы, возникает потребность в актуализации управленческих знаний и обмене опытом с коллегами – руководителями и предпринимателями из других отраслей. В этом случае программы МВА и ЕМВА могут наиболее полно закрыть эти потребности.
Исполнительный директор школы бизнеса МИРБИС Федор Федоров в интервью DK.RU рассказал, как изменилось наполнение образовательных программ в последние годы и какого курса нужно придерживаться руководителям, чтобы привести компанию к лидерским позициям.
Школе бизнеса МИРБИС исполнилось 36 лет. Что помогает МИРБИС занимать лидирующие позиции в конкурентной сфере бизнес-образования, быть актуальной и успешной школой? На какие принципы ведения бизнеса вы опираетесь?
— МИРБИС на рынке бизнес-образования справедливо получил звание пионера программ МВА, мы действительно были в первых рядах тех, кто вывел их на рынок РФ.
На протяжении 36 лет мы сосредоточены на управленческих программах МВА и ЕМВА для руководителей, это наша сильная сторона и мы всегда держали на этом фокус, не забывая дополнять и обновлять программы новыми отраслевыми и корпоративными практиками.
То есть мы никогда не меняли профиль своей деятельности, а всегда были сосредоточены на развитии программ МВА и ЕМВА, пожалуй, именно это позволило нам сохранить лидерские позиции на рынке.
Что касается принципов ведения бизнеса, я бы хотел отметить несколько важных пунктов.
Во-первых, это упор на продукт и его качество. Образовательный продукт — это большая инвестиция, поэтому мы очень внимательно относимся к тому, чтобы программы актуализировались и менялись в зависимости от потребностей бизнеса.
Второе — постоянная коммуникация с клиентом и со стейкхолдерами — преподавателями, партнерами, агентами, амбассадорами, выпускниками. Постоянная коммуникация, особенно в трудные времена, — это должно быть заложено на генетическом уровне.
Третье — очень важно уметь признавать ошибки. Нет ни одного бизнеса, ни одного предпринимателя, который бы не ошибался. Бизнесы, которые давно представлены на рынке, всегда признают свои ошибки и видят в этом мотивацию и драйв для новых свершений.
Четвертый принцип — личная вовлеченность. И здесь я имею в виду, что руководители на каждом уровне ищут решения и новые возможности для развития вместе с командой. Порой очень важно на короткое время сменить роль руководителя на роль исполнителя, чтобы вникнуть в суть проблемы и помочь команде с решением.
Еще один важный принцип, пятый, — партнерство и взаимное уважение в делах и проектах. Уважение к партнеру — это в крови предпринимателя и в целом в ДНК современного интеллигентного человека, у которого есть собственные принципы и ценности.
И последнее — принцип благодарности. Мы в МИРБИС готовим сложные системные образовательные программы и очень благодарны тем, кто нас выбирает. Партнеры возвращаются к нам спустя много лет или даже сразу, нас рекомендуют. Мы благодарны нашим клиентам, которые присылают нам письма и рассказывают, что у них получилось изменить в бизнесе. Потребность и умение благодарить сильно поддерживает.
Образование делают люди, поэтому все принципы нашего бизнеса человекоцентричны. Эти принципы на первый взгляд могут показаться слишком простыми, но сейчас такое время, когда не нужно искать сложные конструкции.
Как меняются программы МВА и ЕМВА с учетом изменившейся экономической реальности?
— Экономическая реальность действительно трансформируется и довольно быстро. Мы внимательно мониторим рынок и потребности корпоративных заказчиков. Например, в этом году мы вносили изменения в программы уже дважды: в феврале для апрельско-майского набора и в сентябре для набора октябрь-ноябрь.
Руководители вполне резонно задают вопрос: «Рынок трансформируется, нужно ли нам менять бизнес-модель?». Но даже если все перевернется с ног на голову, бизнес все равно будет искать ответы на вопросы в фундаментальных знаниях. Так что управленческое ядро программ — стратегия, операционное управление, управление финансами, маркетинг позиционирования, устойчивость бизнес-модели — все это неизменно остается в программах.
Сейчас самое время пробовать что-то новое в управлении компанией, но при поиске нового все равно все упирается в классические модели, потому что они являются фундаментом. Если фундамента нет, мы испытываем шаткость, и думать о новых подходах ведения бизнеса некогда.
При этом, конечно, появляются новые темы, такие как бизнес в новых регионах, в новых странах. Вновь мы много говорим о кросс культурных особенностях, потому что есть определенные модели выхода на тот или иной рынок. Есть коммуникационные особенности взаимодействия с бизнесом из других регионов и стран. Бизнес формирует новые цепочки поставок товаров, и важно на всех этапах понимать особенности партнерства.
Еще одна актуальная тема — тема поколений. Сегодня в компаниях все чаще работают молодые люди, которых относят к так называемому поколению Z. И они могут отвечать за очень важные стратегические процессы наравне с 45-50-летними — у них, конечно, очень разные подходы к бизнесу, разные ценности. А еще между ними есть миллениалы со своим видением. Поэтому сегодня очень важно выстраивать HR-стратегию компании исходя из того, что в команде люди разных поколений, это новые вызовы, с которым бизнесу приходится сталкиваться. Тема поколений очень волнует топ-менеджеров.
Чем объясняется запрос на образовательные программы со стороны топ-менеджеров и владельцев бизнеса?
— Многие из них говорят, что в последние годы были очень вовлечены в операционку, в бизнес-процессы, и сейчас хотят посмотреть на компанию свежим взглядом.
Также в последние полтора года я часто слышу от слушателей, что для них обучение на программах МВА и ЕМВА — это некая перезагрузка как руководителя, способ найти новые решения.
Еще одно наблюдение: у нас на программах сегодня учится большое количество руководителей из сферы услуг, в частности медицинских, которые имеют профильное образование. В случае медицины — это главные врачи, которые, конечно, понимают, как работает медицинский бизнес с позиции врача, а теперь хотят получить знания для последовательного выстраивания бизнес-процессов в компании и формирования бизнес-стратегии. Как делегировать, кто за что должен отвечать, какие человеческие и маркетинговые ресурсы необходимы и прочее.
Тенденция последних лет — топы и владельцы бизнесов хотят изучать аналогичный опыт коллег из других отраслей. По сути, это классический запрос на нетворкинг.
Например, те же коллеги из медицинского бизнеса интересуются, как руководители компаний на других рынках выходили из сложных ситуаций, они хотят искать инсайды. Потому что, может быть, руководители медицинской клиники никогда подходили к решению вопроса под таким углом, а те же производственники используют какой-то лайфхак уже традиционно.
И у нас до сих пор почему-то среди топ-менеджмента сохраняется мнение, что в 40 лет учиться уже поздно. Это совершенно не так. Я смотрю на наших слушателей и вижу, что это настоящие алмазы, которые нуждаются буквально в небольшой дополнительной огранке.
Расскажите подробнее про программу DBA, почему появилась необходимость ее внедрять?
— Мы долго работали над этой программой, в начале года начали проводить фокус-группы и получили фантастическую реакцию от коллег, потому что DBA — это очень сложный продукт.
В случае с МВА и ЕМВА руководители приходят с запросом получить знания. Программа DBA, или Doctor of Business Administration, предназначена для искушенных руководителей с большим опытом и направлена на личностное развитие. Эти люди имеют большой управленческий опыт, много учились, имеют степень кандидата наук или квалификационную степень в управлении, достигли результатов в бизнесе — то есть у них большая управленческая и образовательная насмотренность. И теперь они хотят делиться своими знаниями и опытом: может быть, стать консультантами или создать отдельный продукт — образовательные курсы. Или же внести вклад в науку и публиковаться в научных и исследовательских журналах.
DBA — это программа для лидеров, о которых после выпуска с программы наверняка начнут говорить. Они готовы развивать не только бизнес, но и работать с социумом, с государством — это то, что востребовано сегодня. DBA — это программа про смыслы.
Запуск программы намечен на февраль 2025 г., набор слушателей активно идет. Но, повторюсь, тут важны управленческий опыт и образовательный бэкграунд.
У МИРБИС есть программы, который школа реализует в партнерстве, в том числе на Урале. Раньше бизнес-школы конкурировали друг с другом, теперь ситуация меняется?
— Рынок бизнес-образования сегодня весьма конкурентный, при этом он все еще обладает большой емкостью.
Но если бизнес-школы, учебные центры или тренинговые компании, конкурируя друг с другом, работают этично и экологично, то столкновение в конкурентном пространстве не становится разрушительным. Компании могут искать синергию. Я все чаще вижу, как бизнес-школы делают совместные образовательные программы с организациями, которые делают похожий продукт, но только в онлайне.
В нашем случае мы работаем с Центром Бизнес-Образования, у них в линейке нет степенных программ МВА и ЕМВА, а в партнерстве с МИРБИС они стали доступны слушателям. Нашему партнерству с ЦБО уже 15 лет, в этом году мы запустили 22-ю группу МВА. Это уникальное партнерство, потому что у ЦБО хорошая экспертиза, авторитет, это партнеры с понятными для нас принципами ведения бизнеса. У них есть продукты, которых нет в МИРБИС, — это линейка коротких корпоративных курсов. Мы же дополнили их программы фундаментальным МВА. То есть дополнили сильные стороны друг друга.
На сегодняшний день мы являемся единственной программой МВА в Екатеринбурге с аккредитацией НАСДОБР (Национального совета по оценке качества делового образования).
Также мы сейчас мы работаем с одной из бизнес-школ из ТОП-3 в России по организации совместных стажировок. Этот опыт может дать хороший синергетический эффект и полезный опыт для наших слушателей.
Очевидно, что в мире идет перенастройка: перед отечественными компаниями стоит много задач, при этом есть масса шансов для роста. Что необходимо делать, чтобы вывести свой бизнес в лидеры? Как в этом помогает МИРБИС?
— Действительно, на рынке происходит множество изменений: часть компаний уходит, другие занимают их место, плюс отдельные отрасли поддерживает государство.
Тем не менее, чтобы быть успешными сегодня, руководителям и компаниям важно ответить на несколько вопросов: Кто мы? Какая у нас бизнес-модель? Какие проблемы клиентов мы решаем? Как нас видят на рынке? Если вы можете ответить на все эти вопросы, хорошо. Если нет, то стоит как можно быстрее найти ответы на них.
Также бизнесу сегодня важно мониторить рынок и отслеживать изменения потребностей клиентов. Причем клиентами бизнеса сегодня все чаще выступают даже не физические лица, а государство и юридические лица.
Конечно, сегодня для компаний особенно важны авторитетность и хорошая репутация. Я вижу, что многие предприниматели часто выступают на различных форумах и в СМИ, рассказывают о своей компании, о ценностях, о том, как они работают. Это правильно. Зачастую клиент выбирает, с кем работать, опираясь на то, что лидер компании на слуху, что его имя обладает авторитетом.
И еще сегодня на передний план выходят социальные проекты и благотворительность. Если вы этим занимаетесь, это работает на вас и продвигает вашу компанию.
А МИРБИС как один из ключевых игроков на рынке бизнес-образования поможет топ-менеджерам и предпринимателям получить управленческие навыки и поддержит.
27 февраля 2025 г. – старт программы DBA школы бизнеса МИРБИС
dba.mirbis.ru
Реклама: АНО «ИНСТИТУТ МИРБИС», erid: LjN8JtMqe
Читайте также на DK.RU:
Федор Федоров, МИРБИС: «Внешние факторы делают бизнес-образование более востребованным»